?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
АЛИСА В ГОРОДАХ
kind
angler_fish wrote in drugoe_kino
«АЛИСА В ГОРОДАХ» реж.Вим Вендерс (1974)

Фильмы Вима Вендерса всегда вызывают во мне странное гипнотическое оцепенение. В его фильмах повествование неимоверным образом растягивается вдоль временных и событийных волокон: в них в каждую отдельную единицу времени ничего не происходит – совсем ничего. Его фильмы состоят из последовательности картинок, скрупулезно выписываемых оператором – при этом они не несут какой-то особенной смысловой нагрузки – они чисто визуальны, но в целом, их строгая и четкая последовательность рисует совокупный эмоциональный образ – почти всегда несентиментально-грустный и кажется, что этот образ, пропитывая повествование, подпитывает неизменно фрустрирующих вендерсовских персонажей.
Один из ранних фильмов режиссера, черно-белая лента АЛИСА В ГОРОДАХ (1974), можно было бы описать как роуд-муви. Путешествующий по Соединенным Штатам немецкий журналист всячески отлынивает от редакционного задания: он считает, что дорожные «поляроидные» фотографии, которыми он постепенно наполняет свой багаж, гораздо больше могут рассказать людям, чем скупые слова рассказа, которые и ждет от него редактор.
Рассказ не написан, полтонны фотографий редактора не интересуют, деньги на исходе – и наш герой несолоно хлебавши отправляется обратно в Европу. В аэропорту Кеннеди он встречает некую Лизу с девятилетней дочкой Алисой, которые также полагают вернуться в Европу после неудачного замужества Лизы. Вот только Лиза совсем туда не стремится и исчезает, оставив записку и фактически бросив Алису на попечение едва знакомого чужого мужчины.

В результате возникает довольно странный альянс: тормознутый раздолбай-журналист и аутичный вечно голодный девятилетний ребенок. Прилетев в Амстердам, они недождавшись Лизы, перемещаются в Германию в поисках бабушки Алисы. То есть, это наш герой ищет алисину бабушку, потому что этот прожорливый короед женскаго полу уже извел на бесконечные хот-доги его последние деньги, а Алисе в общем-то совершенно все равно: она не знает где живет ее бабушка и как ее зовут – ее вполне устраивает их теперешнее зыбкое состояние: мотели, хот-доги, лимонад, поезда, автобусы, самолеты – вся жизнь в пути, в городах и между ними.
После бессмысленной попытки сдать обузу в полицейский участок, наш герой постепенно смиряется со своей ролью «усатого няня».
Никакой особенно тонкой духовной связи между нашими героями не возникает – они так и остаются случайными спутниками, несвязанными никакими обязательствами и совместными переживаниями, но, как ни странно, им довольно комфортно друг с другом.
Развязка очевидна: нагулявшаяся мамуля наконец-то вспоминает о ребенке и путешествие заканчивается. Надолго ли?

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Все верно, Вы только забыли упомянуть об изысканном зрительном ряде, о тонкой игре актеров, о неоычном немецком, на котором они говорят. А в этом-то все и дело.

Изысканный зрительный ряд я по-своему упомянул. Тонкая игра актеров мне таковой не показалась, но это в фильмах Вендерса и неважно. Немецкий, к сожалению, не могу оценить - не владею...

а фильм то замечательный.
и настроение в нем абсолютно особенное...

Классический вендерсовский road movie. Плюс замечательная музыка The Can.

Классический вендерсовский road movie. Плюс замечательная музыка The Can.

Фильм я, к сожалению, не видела, но очень хотела о нём хоть что-нибудь узнать, потому что иду завтра на спектакль украинского режиссёра Жолдака "Медея в городах". Аллюзия на вендеровскую "Алису" очевидна, точно так же, как аллюзия Алисы на Лолиту и на кэрроловскую Алису "в стране" и в зазеркалье.

Спасибо что вы как раз подоспели с этой рецензией.

Ну, насчет Лолиты - не думаю. Кэрроловская Алиса - да, конечно.

Согласен. Никаких намеков на сексуальный подтекст у Вендерса нет и в помине.

Да нет, я тоже не имела в виду секс. подтекст. Я подумала, что это композиционная калька с Лолиты. Дорога, города, городишки, кемпинги, всё чужое - неприкаянность, непонятность, подвешенность.

А я подумала (по Вашему описанию!), что вся структура нарратива, когда мужчина колесит с девочкой по стране, живёт в отелях и кемпингах - это полная калька с Лолиты. Но, как уже сказано, фильма я не видела.

Отличное кино, как, впрочем, и все ранние вендерсовские работы.
Длинная, долгая история, чёрно-белая.

И концовка как всегда кажется, будто совсем не концовка..

  • 1