джонлоу (johnlow) wrote in drugoe_kino,
джонлоу
johnlow
drugoe_kino

Category:

Тетралогия Антониони

Напишу, раз все равно мне тут еще два часа сидеть, а делать нечего и потрепаться не с кем. Не переводить же отчет в нерабочее время, в самом деле.

Во-первых, приятно, что хорошие люди работают в престиж-видео, правильные двд выпускают. Во всех смыслах. Главное, конечно, то, что хорошие фильмы выбирают.
Во-вторых, меня всегда поражал этот вот безумный скачок в итальянском кино на переломе 50/60-х. То, понимаешь, неореализм, проститутки бродят по дорогам, рыбаки тунца ловят, рагаццы друг друга дубасят и велосипеды крадут. С жильем тоже как-то не очень, домики старенькие, отваливается штукатурка. И вот в такой эстетике вся кинематографическая Италия дружно творит лет так 15. Потом вдруг – бац! – что-то случилось. И мгновенно неореализм забыт, и все бросаются делать кино про хай сосайети, да так, чтоб оргии побогаче и женщины покрасивее. Можно заподозрить, что это неореализм принес, наконец, его создателям кое-какие доходы, так что появились средства на ремонт помещений и даже на настоящие декорации стало хватать. Но это, конечно, поверхностное, или, наоборот, низменное предположение. А что на самом деле случилось – фиг его знает. Может, климат поменялся и монтепульчано д'абруццо стало чуть слаще, например.
Феллини, главное, еще поначалу как будто бы колебался. Снял вот «Сладкую жизнь», где всю эту сладкую жизнь как бы осуждал. Потом-то уже, в 8 с половиной он не стеснялся, целый город в павильоне построил. Да, в общем, и в той же «Сладкой жизни» никакого особого осуждения этой самой сладкой жизни нет. Скорее, там осуждается любительское исполнение Баха на церковном органе. Легко заметить, что при такой посадке, в какой Штайнер играет органную Прелюдию, добиться удовлетворительного звучания нелегко, если вообще возможно. Никаких движений корпусом. Совершенно неудивительно, что, не добившись сколь-нибудь заметных успехов в освоении довольно сложного репертуара, Штайнер кончает жизнь самоубийством.
Да, так вот тетралогия. Четыре фильмы Антониони сняты непосредственно после того момента, когда неореализм внезапно похоронили. Конспективно, по поводу этих фильмов нужно сказать следующее:
1. Все фильмы ровненькие, как на подбор. Сказать, что один фильм лучше или хуже другого, нельзя. (По крайней мере, я не могу, у Сьюзен Зонтаг – Вадима Раскладушкина другое мнение). Но раньше мне больше всего нравилась «Красная пустыня», а «Ночь» нравилась меньше всего. Но тогда я был маленький и совсем ничего не понимал. Сейчас, наверное, «Ночь» мне нравится больше всех, как самый крепкий фильм, а «Красная пустыня» меньше всех. Зато, «Красная пустыня» - самый красивый из всех четырех. Пусть я сам себе противоречу, но все равно категорически не согласен с Сьюзен Зонтаг, которой только «Приключение» и нравится.
2. Во всех фильмах играет Моника Витти. Моника Витти очень красивая женщина. Этого, как ни удивительно, вполне достаточно для того, чтобы играть Главную Женскую Роль в этих фильмах. В «Приключении» Моника Витти настолько физически привлекательна, что я практически не могу спокойно смотреть некоторые сцены. В «Ночи» тоже, хотя и в чуть меньшей степени. В двух последних фильмах я все сцены могу смотреть спокойно, глядя в экран в упор и не отводя глаз. При таком способе просмотра становятся заметными некоторые недостатки игры актрисы. Но все равно, даже красота Моники Витти не заставит меня признать, что «Приключение» - лучший фильм из четырех, и ни Сьюзен Зонтаг , ни Вадим Раскладушкин не смогут меня в этом убедить. К сожалению, я плохо знаком с сексуальной ориентацией Сьюзен Зонтаг, но ее предпочтения в области кино наводят на определенные мысли, особенно потому что –
3. В отличие от Очень Красивых Женщин (помимо Моники Витти сюда относятся, конечно, Жанна Моро и Леа Массари и много других, жаль, не помню имен), мужчины в фильмах Антониони представлены совершеннейшими мерзавцами. Некоторое исключение составляет Ален Делон в «Затмении», хотя и он симпатичен ровно настолько, насколько может быть вообще симпатичен служащий биржевой конторы. Ни в одном фильме я не видел такого холодно отстраненного совершенно несимпатичного Мастроянни, как в «Ночи». Что до Ричарда Харриса и, особенно, Ферцетти, я вообще не понимаю, где Антониони таких козлов (зачеркнуто) нашел. На Ферцетти из «Приключения» вообще невозможно смотреть без Отвращения. Как он смеет вообще близко подходить к Монике Витти! Кошмар. Не понимаю Сьюзен Зонтаг и Вадима Раскладушкина. А какие, казалось бы, просторы в плане Главного Героя представляет роуд-муви (как ни крути, в «Приключении» есть признаки роуд муви), там ведь и Рюдигер Фоглер, и Марку Пелтола, и Гарри Дин Стэнтон, и Джон Лури – Том Уэйтс, правда, это все не в Италии. Тьфу, забыл, что у Антониони фильмы про хай сосайети. Но ведь герой роуд-муви в костюме тоже может ходить, я так думаю.
4. Меня всегда забавляла оценка произведения искусства по сумме качества его составных частей. Знаю одного человека, который не любит Гребенщикова, мотивируя это тем, что у него ни стихов приличных, ни музыки. Вот ведь удивительная мотивация! Например, у Янки [Дягилевой] объективно – ни стихов, ни музыки, тем не менее, если было в России когда-то что-то похожее на рок-н-ролл, то это, в первую очередь, Янка, а потом уже все остальные. Поэтому за режиссера, операторов, художника по костюмам, водителя и прочих скромных работников киноискусства я промолчу.
5. А что, собственно, в этих фильмах хорошего? (Кроме Очень Красивых женщин, конечно). В первую очередь, характерная невнятная манера изложения, наверное. Все то, что потом перешло в дорожные фильмы, где играют Рюдигер Фоглер, Маркку Пелтола и др. (см. выше). Не уверен, что Тетралогия – первая попытка такого рода, но, конечно, самая ранняя из тех фильмов, что я видел. Минимальное, но все же сходство позволяет сравнить «Ночь» с «Кто боится Вирджинии Вулф» (Майк Николс, 1966). И ведь насколько все у американцев профессионально лучше – и захватывает сходу, и актеры играют так, что круче, наверное, вообще не бывает, просто гениально все это дело разыгрывают. И у американцев Хаскелл Уэкслер еще есть, это, конечно, не статичные итальянские картинки. Антониони с его слабенькой командой как-то совсем не катит по сравнению с американцами. И все равно, я помню и буду помнить всегда – поиски пропавшей Анны на острове в «Приключении», запуск ракет в «Ночи», полет на самолете, ночную сцену с угнанной машиной и фантастический финал в «Затмении», приход корабля в «Красной пустыне» - это так, первое, случайное, что пришло в голову.
Ну а если совсем по правде, то настоящим потрясением были все же не эти фильмы, а «Людвиг» Висконти, которого я почему-то раньше не смотрел. Я хотел бы встать перед автором на колени, если бы только это было возможно.
Ну вот, написал, а сетка упала. Придется до завтра подождать.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments