?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Ничья земля
1
vbv wrote in drugoe_kino
2001. Франция - Италия - Бельгия. Режиссер Данис Танович.

Вчера по каналу "Культура" показывали "Ничью землю", антивоенный фильм, обласканный жюри известнейших фестивалей. Его было интересно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять: снимает ли кто-то кино на Балканах кроме Кустурицы. Оказалось, да.
Действие картины крутится в и вне окопа, где после стычки очутились три бойца - два боснийских и один сербский, причем один из боснийцев лежит на мине и если пошевелится, раздастся взрыв. Помимо этих персонажей, в поле действия оказываются французские миротворцы от ООН и группа телевизионщиков от английского (вроде) телевидения.
Фильм сделан совершенно, казалось бы, безыскусно. Но в этой безыскусности - тончайший рассчет. Это совершенно доступное каждому уму, практически голливудское кино, сочные краски, широкий экран - и притом никакого визионерства, клоунского монтажа и эпилептической операторской работы. Персонажи, что называется, ходульные - ничего лишнего, ненужного основной идее фильма, в них нет. А основная идея повторяется два раза; второй раз, словно для особо тупых пожирателей реалити-шоу, в телекамеру ее повторяет журналистка: "Если ты занимаешь нейтралитет, если ничего не делаешь, значит, принимаешь одну из сторон".
Заканчивается фильм трагически. Местные жители (жители пока "ничьей земли") - все погибают. И тут первое отличие от голливудского кино: главные герои не могут донести пафосную мысль об ужасе и дебильности войны своим потомкам. Более того, они оказались мудаками. Вместо того, чтобы выжить и через двадцать лет, уже старперами, написать друг другу по емылу: "А помнишь, как мы, тогда в окопе… Вот дураками были!", они перестреляли друг друга. Ссыкливый старший офицер из войск миротворцев, боящийся огласки, оставляет боснийского бойца подыхать на мине. Французский сержант, старательно тащивший к окопу телевизионную бригаду, сапёра и, как следствие, притащившего ссыкливого старшего офицера, в конце концов исполняет свой "солдатский долг" и прикусывает язык по приказу командира. Самоуверенная, но подуставшая журналистка, типа рупор эпохи, не удосуживается заглянуть в окоп, дабы удостовериться, всё ли досказали телезрителям эти коварные военные.
В результате - все персонажи выглядят не людьми, но человечишками, обычными маленькими людьми, подверженными чему угодно, кроме чужеродных им приступов великодушия, здравомыслия и желания не только жить самому, но и дать жить другим.
Это действительно прекрасный (по-своему, впрочем, прекрасный фильм), который отрешенно свидетельствует о том, что прошли тысячелетия, а человек как был никем, так никем и остался - машиной по производству говна и смерти.
Владельцем же ничейной земли становится живой труп…

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
вобще, для справедливости
Франция - Босния - Италия - Великобритания - Бельгия


что же касается журналистки...
я фильм пересматривал уже в третий раз
и в последней сцене мне как раз показалось, что между ней и Маршаном промелькнуло эдакое молчаливое понимание, того что произошло.

Уж больно картинно он оглядывался обратно в окоп и явно был недоволен.
Уж больно внимательно она на него смотрела и слишком уж резко отвергла идею вернуться в окоп.

Во всяком случае, мне кажется, это вполне могло быть режиссёрской задумкой.


Так это и было режиссерской задумкой. Я как раз и писал о том, что журналисты не доглядели, хотя могли бы. Не должны, не обязаны! Но могли бы.
Более того, многие из них хотели это сделать. Но оператору заткнула рот репортерша. Маршану - заткнул рот полковник.

я про то, что, мне кажется, журналистка не то чтобы "не удосуживается туда заглянуть", а делает это сознательно, словно бы зная, что там, в окопе остался человек.

Ну, в общем, наверное, да. Хотя это никак и не объясняется. Просто не захотела - и все. В отличие от оператора. Надоело, может, ей возиться с этой темой. Устала. Вот и пожалуйста.

вот мне как раз показалось, что объясняется.
этакими намёками.

Да где ж это объясняется? Вот как вы считаете, почему она не пошла к окопу?

читайте выше :)
там где я про взгляды писал.


но впрямую нет, не объясняется.


Так а что объясняется? Я могу согласиться, что она переглянулась с Маршаном и всё поняла, но все-таки, почему она не подошла к окопу? Ей-то этого никто не запрещал, в отличие от Маршана.

ааа
вот про что...

ну тут ещё болшее гадание на кофейной гуще.
наверно, не хотелось признавать собственное бессилие.

Вот-вот, именно про это. Притом ведь явно, что она не была бессильна. У нее в руках камера, и она может привлечь взоры тысяч телезрителей...
Может, пленка закончилась? :)

я думаю, тут как раз именно это
ни власть военных, ни власть журналистов не спасли двух воюющих. они были лишь статистами, молчаливо наблюдающими.

а с третьим, то же самое.
ни какая власть мультимедиа не сможет спасти именно этого человека.

в этом наверно смысл.
кстати, походу, тема бессилия вторая по значимости после темы бессмысленности.

Да, одна из основных тем именно такая. По-крайней мере, мне так показалось. Даже более того, я уверен в этом.

пришли к общему знаменателю )

Хорошее слово "ссыкливый". Очень оно мне нравится:).
Видел этот фильм, к сожалению только в середине какой-то эпизод, и финальные кадры.
Хороший финал.
Он лежит на мине на земле прикованный Навечно.
И свет вокруг него собирается в круг, чтобы согреть.
И вот он хозяин.

И не густно вовсе.
Какая разница, все умрём. Только кто-то ссыкливый, а кто-то лежит словно руна - Навечно.

На самом деле, в этом эпизоде нет ничего метафизического, фильм сугубо реалистичный. Хотя, конечно, в отрыве от идеи, которой жестко подчинен каждый эпизод, включая и этот, финал может выглядеть и так, как показался вам :) Однако же, беда в том, что боец не прикован к мине Навечно. Через час, может, два часа он пошевельнется - и отправится в ту Вечность, из которой нет возврата. И, спрашивается, нахуя? С какой такой радости ему туда отправляться? Единственное разве что с той радости, что на этой земле царит такой бардак, по сравнению с которым ничто, хаос выглядит упорядоченной структурой. Но жить, я думаю, от этого понимания ему хочется не меньше.

А я только и видел последний кадр, остальное додумал.
Вообще бардак кажется на Балканах главное слово.:)

Фильм потрясающий, спасибо, что оценили и напомнили.
А по поводу "снимает ли кто-то кино на Балканах кроме Кустурицы" - имена нескольких кинорежиссёров поколения Кустурицы только из экс-Югославии: Горан Маркович, Райко Грлич, Лордан Зафранович, Горан Паскалевич, Срджан Каранович, Крсто Папич, Карпо Година, Бора Драшкович, Милчо Манчевски, Срджан Драгоевич
К сожалению, работы далеко не всех из них довелось посмотреть.
Вообще же в югославском кинематографе столько работ высочайшего уровня, что впрору открывать отдельное сообщество drugoe_kino_jugoslavija )

А я, к сожалению, не смотрел ни одного фильма перечисленных вами режиссеров. Да и фамилии эти, к стыду моему, мне вообще неизвестны. Подозреваю, что и большинству кинозрителей тоже. Поэтому сообщество стоило бы открыть хотя бы для того, чтобы познакомить людей с пост-югославским кинематографом.
Поразительно то, что эта разрушенная и расчлененная на куски земля плодит талантливых режиссеров, и что они каким-то невероятным образом изыскивают возможности снимать высококачественное кино.

Увы, но именно "разрушенная и расчлененная на куски земля" зачастую обогащает мировую культуру. Грустно.
Вот, навскидку, несколько ссылок:
статья о югославском кино вообще http://www.nlo.magazine.ru/artist/jrec/jrec60.html
о Паскалевиче http://www.film.ru/article.asp?ID=244
рецензии на некоторые фильмы: Вуковар http://www.gazeta.ru/2001/01/10/horvatskijst.shtml (рецензия разгромная), Раны http://www.ngplus.com.ua/rus/leftart/400cf392e550a/view_print/ , Балканкан http://newsinfo.ru/news/2005/06/news110987.php

  • 1