?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Любовь Земная и Небесная
маска
grinin_draco wrote in drugoe_kino

Есть книги и фильмы, к которым все время возвращаешься. В них остался, по слову поэта, "загадки таинственный ноготь". Феллиниевский "Казанова" из них. Странное дело - у меня он редко всплывает в памяти, даже "в тему", словно книга в заднем ряду у стенки; словом, не фаворит. Но когда вдруг попадается на глаза, сразу тянет в него заглянуть. И вот, после большого перерыва, попался...
И снова оказался другим, обнаружил незамеченные прежде подробности и извивы. Новый образ - обманутого судьбой художника-неудачника начисто заслонил прежний - любовника-ловкача, поэта и мечтателя, растратившего себя дотла в погоне за мечтой. Нет, не заслонил - вобрал, поглотил, превзошел - как герой Феллини превзошел реального, исторического Джакомо Казанову, хрестоматийного авантюриста в стиле барокко, навравшего и напутавшего в своих выспренне-занудных на наш сегодняшний вкус мемуарах столько, что вникать влом. А ведь и впрямь незаурядный человек был...
Может до сих пор этот фильм выпадал из моей обоймы потому, что устроен по тому же образцу лоскутного одеяла, как и не очень мной любимые "Сатирикон" и "Рим": нанизанные на "тему" эпизоды-новеллы, интонационно разрозненные, разрыхляющие фильм как целое. Приходится собирать пазл впечатлений и образов задним числом. Но здесь сам жанр жизнеописания оправдывает такой подход. Возможно ли вообще описать жизнь человека иначе, чем как перечнем анекдотов? Наверное да - но это будет очень скушно.
Жизнь Казанове выпала причудливая и - невнятная. Такое случается с талантливыми неуемными людьми оказавшимися не ко времени. Двумя веками раньше люди такого склада становились великими художниками и поэтами, открывателями новых земель, отчаянными флибустьерами. (К слову, брат Казановы был довольно известным живописцем, работал при европейских дворах, в частности по заказам Екатерины II.) Впрочем, была в нем некая помеченность, характерная для неудачников всех времен - он был и впрямь слишком чувствителен. Ему не хватало цинизма - того терпкого цинизма, который его время так ловко сочетало с жеманством и лоском манер. Эта сентиментальность делала его очень уязвимым ввиду соблазнов мира; он оказался подвешенным между любовью небесной - все время от него ускользавшей, когда казалось бы сама шла в руки, и любовью земной - всегда готовой заместить любую мечту.
К тому же он был слишком хорошо воспитан, не было цепкости и хватки настоящего авантюриста - он не умел брать. И слишком горд чтобы просить. Он только предлагал - себя, знающего, умеющего, искуссного и всегда готового услужить; но не князю мира сего, а своей госпоже.
У него была Мечта, Любовь Небесная - Искусство. Искусство в широком ренессансном смысле, бросающее вызов косной материи (любови земной), но в то же время с барочно-маньеристичной тягой ко всему причудливо искусственному, измышленному, учиненному. Разве умение и знание - Дух человеческий - не превыше всего?
Финалу фильма предшествует эпизод столкновения престарелого артиста-приживалы с молодежью: доканывающий свое век Просвещения встречается с веком грядущим, набирающим силу, еще безымянным (он станет Романтизмом). В этой сцене есть нюанс, прежде мной не замечашийся: она решена в угрюмых черно-серых тонах, с примесью тусклой патинной зелени - палитра позднего Гойи. А ведь и впрямь - Романтизм погасил краски прежнего века, сделал доминирующим черный цвет, его пафосом стала weltschmerz - Мировая скорбь.
Фильм называется "Казанова Феллини"; за право экранизировать мемуары пришлось судиться с другим режиссером: очень хотел Феллини сделать этот фильм, близок ему был венецианец, живший за два века до него. "Казанова - это я".
Художник не умеет брать. Он дает - и отдается. Награда ему - призрак Искусства, превращающего и его самого в призрак, в фигуру фантасмагорическую. Он обречен оставаться наедине со своей мечтой-тоской о двух ликах - Любовью Земной и Небесной.


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Давно вы ничего не писали, спасибо.

Свой ЖЖ я на какое-то время вообще заморозил (думаю на месяца полтора-два), а здесь буду изредка "поститься";)

Я смотрел "Казанову Феллини" один-единственный раз, когда мне было 14 лет, а было это 13 лет назад. Примерно в это же время прочел мемуары Казановы, а может не его мемуары, но какой-то биографический роман о нем, в любом случае, ничерта об этом тексте не помню, видимо, крайне посредственным был текст. А вот фильм в памяти остался. Буквально пара лоскутов от него осталась в памяти, а также воспоминание о своем тогдашнем впечатлении и - до сих пор - уверенность, что это один из лучших фильмов Феллини, чей творческий почерк мне вообще не очень-то и нравится (крайне самобытный режиссер, но его "быт" явно не состроен с моим).
Так вот ваш очерк эти мои вспоминания что-то всколыхнул :) Фильм мне вспоминается совершенно холодным, мертвенным - причем весь, а не только в той сцене, которую вы упомянули. Именно романтизм, но не тот, древний, конца 18-го века, бархатно-черный, пылкий и томный, погребающий всё под пыльным и толстым шерстяным саваном, а современный, механистический, гОтичный, цвета синего металла с редкими и яркими вкраплениями алого. Причем в этом смоделированном Феллини мире Казанова выступает не как субъект искусства, а его объект. Этакая кукла на ниточках, за которые дергает Феллини, а его герой с угрюмо-безысходным лицом пускается на автомате по все тяжкие.

Стоит пересмотреть - вы теперь другой человек, и все будет другим.
Ваши впечатления напомнили мне первые рассказы о "Казанове" от людей, увидевших его за бугром. Потом, когда я сам увидел, аж лет через десять, удивился тому, как сильно это непохоже на рассказы. Там, в рассказах, был этот мотив "марионетки". Да, финал сильно бьет по мозгам, перешибает многое бывшее до него. Вы точно подметили "субъект-объектность" Казановы, но это не вполне феллиниевский произвол; этот человек действительно был таков, таково было и время, оно было весьма стилизующим, "постмодернистским".
Кстати, по антуражу, по "реалиям", по воссозданию духа времени, фильм поразительно достоверен.

Это фильм о смерти. О движении к смерти.

Эх-ма! Да это можно сказать про любое "серъезное" произведение - все равно что ничего не сказать.

Вы недостаточно глобально мыслите. Что угодно можно сказать о чем угодно.

Это называется "пиздеть" - а не "глобально мыслить"; сделайте одолжение - избавьте меня от вашего глобального мышления.

Вы поразительно точны и сообразительны. Это называется именно "пиздеть". И я не могу понять, зачем вы так раз... э... скажем, разглобальномыслились в ответ на невинную реплику.

"Вы недостаточно глобально мыслите" - этакое поучение от того, кто отделывается "глобальныммышлением" только очень уж толстокожий сочтет за невинную реплику. И не для вас стараюсь - чтоб другим "глобалистам" неповадно было морщу на жопе разводить. Разговор должен быть по существу; если нечего сказать - не гукайте.

...и материтесь. И вообще, дурак, видимо. В фильме довольно четкая композиция, но блин, как выяснилось, не с Вами же об этом разговаривать

Отчего же - можно и со мной. Только вот как-то внятней нужно вести разговор, а не в позы глубокомыслия сходу вставать. "Движение к смерти" - вы это у Козьмы Пруткова вычитали? Я по жизни выучен, что об смерти больше всего склонны рассуждать дураки. Вы не дурак? Охотно верю - но почему-то это начинает выясняться только после того, как вам по ушам надавали.
Четкая композиция фильма в моем тексте вполне четко же и обозначена. Жизнь человека как известно оканчивается смертью. Что существенное вы добавили своей репликой? И после этого претендуете на то, чтобы с вами вступили в осмысленный разговор, да еще и поучаете?
Со мной можно вести любой разговор - но иначе.

Дураки не склонны. Посчитайте, сколько эвфемизмов для глагола "умереть" есть в русском языке. Я расшифровал примерное ощущение в отдельном посте, ну, просто чтобы было, но вообще не понимаю о чем этот разговор. Я Вам ничего, вроде бы, не должен, добавлять что-то существенное к Вашему тексту в том числе

Ладно, скипнули хамство.

Я смягчил формулировку. Это не движение к смерти, это и есть растянутая на два часа смерть. Фильм начинается с заводной птицы и кончается заводной куклой. Точнее, начинается с того, как из воды начинает всплывать истукан и тонет, так и не поднявшись. В фильме нет любви - есть слова и механические движения. Нет искусства - есть слова без движения. Аудитория героя - дырка в стене, триумф героя - соревнование по ебле. Дорога и пустые встречи, ни одна из которых не повторилась. Желания без действий. Все более гротескные сцены. Угар люксембургского двора. Одиночество. Старость. Занавес.

P.S. Ну и, наконец, это не экранизация мемуаров Казановы. Экранизацию снали чуть позже, по следам. Радужная такая картинка

И все? И только? А где жизнь человека - он что? только умирал? Я не думаю, что он согласился бы с таким взглядом на историю его жизни. Все перечисленное вами есть - и играет, значимо. Но ради одного только сведения всего богатства жизни - пусть даже личности стократ более заурядной - к пустой механике напрасных усилий, наверное, и огород бы не стоило городить. Все то, о чем сказал я, кто придумал - я или Феллини?
А что это не "экранизация" и ежу понятно. Экранизациями люди масштаба Феллини вообще не балуются; это хлеб всяких Бортко и прочих подмастерьев.

Солярис, Госпожа Бовари,

Пикник на обочине, За миллиард лет до конца света

А... А Вы что-то сказали?

А на что вы откликнулись?
Извините, но продолжать разговор в таком роде бессмысленно. Если вам угодно оставить последнее слово за собой - милости просим. Я пас.

  • 1