grinin_draco (grinin_draco) wrote in drugoe_kino,
grinin_draco
grinin_draco
drugoe_kino

  • Music:

Любовь Земная и Небесная

Есть книги и фильмы, к которым все время возвращаешься. В них остался, по слову поэта, "загадки таинственный ноготь". Феллиниевский "Казанова" из них. Странное дело - у меня он редко всплывает в памяти, даже "в тему", словно книга в заднем ряду у стенки; словом, не фаворит. Но когда вдруг попадается на глаза, сразу тянет в него заглянуть. И вот, после большого перерыва, попался...
И снова оказался другим, обнаружил незамеченные прежде подробности и извивы. Новый образ - обманутого судьбой художника-неудачника начисто заслонил прежний - любовника-ловкача, поэта и мечтателя, растратившего себя дотла в погоне за мечтой. Нет, не заслонил - вобрал, поглотил, превзошел - как герой Феллини превзошел реального, исторического Джакомо Казанову, хрестоматийного авантюриста в стиле барокко, навравшего и напутавшего в своих выспренне-занудных на наш сегодняшний вкус мемуарах столько, что вникать влом. А ведь и впрямь незаурядный человек был...
Может до сих пор этот фильм выпадал из моей обоймы потому, что устроен по тому же образцу лоскутного одеяла, как и не очень мной любимые "Сатирикон" и "Рим": нанизанные на "тему" эпизоды-новеллы, интонационно разрозненные, разрыхляющие фильм как целое. Приходится собирать пазл впечатлений и образов задним числом. Но здесь сам жанр жизнеописания оправдывает такой подход. Возможно ли вообще описать жизнь человека иначе, чем как перечнем анекдотов? Наверное да - но это будет очень скушно.
Жизнь Казанове выпала причудливая и - невнятная. Такое случается с талантливыми неуемными людьми оказавшимися не ко времени. Двумя веками раньше люди такого склада становились великими художниками и поэтами, открывателями новых земель, отчаянными флибустьерами. (К слову, брат Казановы был довольно известным живописцем, работал при европейских дворах, в частности по заказам Екатерины II.) Впрочем, была в нем некая помеченность, характерная для неудачников всех времен - он был и впрямь слишком чувствителен. Ему не хватало цинизма - того терпкого цинизма, который его время так ловко сочетало с жеманством и лоском манер. Эта сентиментальность делала его очень уязвимым ввиду соблазнов мира; он оказался подвешенным между любовью небесной - все время от него ускользавшей, когда казалось бы сама шла в руки, и любовью земной - всегда готовой заместить любую мечту.
К тому же он был слишком хорошо воспитан, не было цепкости и хватки настоящего авантюриста - он не умел брать. И слишком горд чтобы просить. Он только предлагал - себя, знающего, умеющего, искуссного и всегда готового услужить; но не князю мира сего, а своей госпоже.
У него была Мечта, Любовь Небесная - Искусство. Искусство в широком ренессансном смысле, бросающее вызов косной материи (любови земной), но в то же время с барочно-маньеристичной тягой ко всему причудливо искусственному, измышленному, учиненному. Разве умение и знание - Дух человеческий - не превыше всего?
Финалу фильма предшествует эпизод столкновения престарелого артиста-приживалы с молодежью: доканывающий свое век Просвещения встречается с веком грядущим, набирающим силу, еще безымянным (он станет Романтизмом). В этой сцене есть нюанс, прежде мной не замечашийся: она решена в угрюмых черно-серых тонах, с примесью тусклой патинной зелени - палитра позднего Гойи. А ведь и впрямь - Романтизм погасил краски прежнего века, сделал доминирующим черный цвет, его пафосом стала weltschmerz - Мировая скорбь.
Фильм называется "Казанова Феллини"; за право экранизировать мемуары пришлось судиться с другим режиссером: очень хотел Феллини сделать этот фильм, близок ему был венецианец, живший за два века до него. "Казанова - это я".
Художник не умеет брать. Он дает - и отдается. Награда ему - призрак Искусства, превращающего и его самого в призрак, в фигуру фантасмагорическую. Он обречен оставаться наедине со своей мечтой-тоской о двух ликах - Любовью Земной и Небесной.

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments