desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Жанна МОРО - интервью

Жанна МОРО: «Каждая женщина могла бы сыграть королеву»

Есть актрисы, великие настолько, что теряешься даже в определениях, которые бы точно передали масштаб их дарования. Может быть, наиболее адекватное слово — символ. Жанна Моро — именно такой человек-символ целой эпохи, и не только во французском, но и в мировом кино. Рассказывать о ней, о ее работе практически в каждой картине можно было бы сутки напролет. Одних только ролей в фильмах гения "новой волны", Франсуа Трюффо, уже хватило бы для бессмертия. А ведь были еще десятки других первоклассных режиссеров — начиная от Орсона Уэллса и до Вима Вендерса…



Сейчас мадам Моро 77 лет, но ее актерский талант вновь и вновь побеждает время: только что вышел на экраны фильм с ее участием, снятый культовым режиссером Франсуа Озоном, — "Время прощания". Драгоценная возможность задать великой актрисе несколько вопросов предоставилась во время презентации фильма в рамках последнего Московского кинофестиваля.

— Насколько я знаю, вам здесь присудили приз за достижения в кино, носящий имя Станиславского.

— Действительно, так.

— Но французская актерская школа, если я не ошибаюсь, не так серьезно связана с этим именем. Что же значит для вас эта награда?

— Бессознательно, с самых первых лет, когда я еще ничего не читала из его произведений, я всегда следовала его предписаниям. Вдохновляло его стремление передать художественные формы и многогранную мысль всех тех великих авторов, которых я представляла... И этот приз для меня совершенно особый. Некоторые получают подобные премии с ощущением, что все уже кончено. Для меня это вдохновение на будущее. Это как будто я сдала экзамен. Невзирая на годы, я вечная школьница. И до конца пути я буду сдавать экзамены.

— Ваше творчество связано с именами классиков, а сейчас вы снимаетесь у Озона. Есть ли преемственность?

— Я действительно снималась у знаменитых режиссеров всех стран мира. Начала бы я с Орсона Уэллса… Конечно, Франсуа Озон молод, но, когда я начинала сниматься у Франсуа Трюффо, он тоже был очень молод. Талант, невзирая на годы, на эволюцию общества, мира, — это исключительное качество. И Франсуа Озон в этом плане исключителен. Я обратила на него внимание еще восемь лет назад, когда посмотрела его первые короткометражные ленты, через общего друга он знал, как я его уважаю, как я им восхищаюсь, благодаря этому он связался со мной. И когда он позвонил мне, я спросила: «Надеюсь, что не бабушку буду играть?». Он замолчал, а потом сказал: «Да нет, именно бабушку». «Ну ничего — сказала я, выругавшись. — Снимусь». И я была права, потому что это абсолютно необычная бабушка.

— Кстати, ваша героиня беспрерывно принимает таблетки…

— Это не медикаменты, это витамины, вы знаете, это очень важно. У меня есть время, когда я их принимаю. Потом я читаю в газетах, что все это ерунда и я бросаю принимать, потом пью другие витамины, которые точно действуют великолепно. Недавно во Франции была мода на витамин «Омега-3», но мне надоело и я перестала его принимать. Я принимаю гормоны — но всем женщинам следовало бы их употреблять…

— Вы играли с выдающимися партнерами, например, в фильме Антониони «Ночь» — с Аленом Делоном и Моникой Витти. А с кем партнерские отношения были наиболее теплыми, своего рода «фильмом в фильме»?

— О да, я играла с очень многими партнерами... Ощущение от содружества с Марчелло Мастрояни очень важно, потому что съемки были чудовищными по жесткости. Но у нас был свой способ отдыха. Сыр выписывался из Франции, Марчелло приносил вино, и у нас были вечеринки с сыром и вином...

— Поддерживаете ли вы отношения с партнерами уже после завершения съемок?

— Само собой разумеется, нет людей более близких, чем те, с которыми совместно переживались столь концентрированные эмоции. Особенно когда условия на площадке все более и более жесткие, съемки протекают все быстрее и быстрее, ты должен немедленно выдавать результат перед камерой. Так часто все застывает, все нужно сделать здесь и сейчас немедленно, когда говорят «мотор!» Кино, как и театр, — это коллективное искусство. Это все делается, чтобы поделиться эмоциями, понять и осознать. Все остальные виды искусства — одинокие занятия.

— Работа с кем из режиссеров запомнилась вам наиболее?

— Я помню всех, как великих, так и менее великих, поскольку мне приходилось сниматься и у тех, и у других. Вообще встречи с другими людьми — это часть моего личного богатства. И я не могу отделить или выделить только лишь одного.

— В середине 1970-х вы сами занялись режиссурой. Почему вы занялись режиссурой и почему вы оставили ее?

— Я не бросила это занятие. Я поставила два документальных фильма о Лилиан Гиш и поняла, что мой талант не столь велик, как мои амбиции. А начала я заниматься режиссурой потому, что познание съемочной площадки и общение с режиссерами вызвали у меня желание выразить себя. И меня в этом направлении подтолкнул Орсон Уэллс.

— Кстати, ваш первый фильм назывался «Свет» — там шла речь об актрисе, которой надо было заводить романы с режиссерами, чтобы оставаться в профессии. Есть ли здесь автобиографические моменты?

— «Свет» абсолютно не автобиографичен. Единственное, что связано с моим опытом — это мое знание женщин-актрис. Что касается обстоятельств встреч в том фильме, то я их взяла из своего воображения. Присутствие мужчин было необходимо. Как вообще женщины могут жить без мужчин?

— А что должен сделать мужчина, чтобы обратить ваше внимание на себя?

— Я должна сказать, что особо не стремлюсь привлечь внимание мужчин, но принципиально мне кажется, что каждый человек, какими бы ни были его особенности, должен быть интересен. Будьте уверены в себе.

— Легко ли в таком случае играть королев?

— Конечно. Королевы — такие же женщины, как и все остальные. Нужно просто иметь соответствующее воспитание, чтобы добиться этого. Они рождаются, живут и умирают, неся груз чудовищной ответственности, с которой далеко не всегда справляются. И на самом деле это ощущение знает всякая женщина. У нее всегда есть власть даже в ограниченном кругу, хотя бы в сфере семьи и дома.

— Какой же должна быть роль, чтобы вы согласились на нее без тени раздумий?

— Причина согласия — это личность режиссера и интуиция. Это не очень зависит от написания сценария. Он необходим для продюсеров, для составления бюджета. И это как-то сродни работе архитектора — ты же не видишь здания...

— Хорошо, но может ли вас вообще что-либо удивить в кино?

— Меня удивляет все. И моя цель в жизни сейчас — передавать это другим.

— В фильме «Вальсирующие» вы сыграли небольшую, но яркую роль. А можно ли сказать, что вы легко скользили по жизни, вальсировали?

— Да, действительно. Я вальсировала. И танцевала танго. И все прочее, что можно станцевать. Даже рок. И это удерживает меня в форме.

— А что помогает сохранять внутреннее достоинство — Бог, общение с людьми, ваши роли?

— Я не могу точно ответить на ваш вопрос, но мне кажется, что я унаследовала, не очень понятно от кого, некую прозорливость в жизни и позитивное к ней отношение. Я дитя последней войны. Я очень быстро поняла природу человека. И то, как эта природа сопротивляется, сталкиваясь со всеми испытаниями, которые ей устраивает насилие. Я открыла для себя вещи самые неприятные и отвратительные, и самые прекрасные и трогательные. Я решила сделать выбор. Я всегда вижу то, что некрасиво, но при этом отдаю предпочтение тому, что возвышает, что позитивно. Я не невежда, но я выбираю. Настолько, насколько это позволяет жизнь.

— Относительно этапов жизни — на каком из них вы почувствовали вторую молодость?

— Второй молодости нет. Во мне всегда остается детство. И именно это ощущение детства никогда не надо терять.

— Есть ли у вас любимый момент из вашего детства?

— Я могу вас разочаровать, но у меня нет ощущения, что детство, во всяком случае мое детство, такое уж радостное время. Это было время обучения — без всяких скидок...

— Сейчас, с высоты мирового признания, какие несколько самых значимых вещей, достижений в своей жизни вы могли бы назвать?

— Мне очень трудно в короткое время изложить все те важные моменты. Кроме того, меня жизнь научила тому, что есть, на первый взгляд, очень мелкие события, которым, в конечном итоге, следуешь в течение всей своей жизни. Я встречала знаменитых людей, и очень интенсивно с ними общалась, но были встречи и с людьми абсолютно неизвестными, которые дали мне глубинные силы. И самое особенное, что я осуществила и осуществляю в жизни, невзирая на моменты депрессий и сомнений, — это сила, доверие, желание существовать достойно до того момента, пока жизнь покинет меня.

(с)Дмитрий ДЕСЯТЕРИК
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments