sz (zserghei) wrote in drugoe_kino,
sz
zserghei
drugoe_kino

hukkle

После Первой Мировой войны в одном из округов Венгрии было совершено около 170 убийств. Жертвы -- мужья, покалеченные во время войны, больные, старые, алкоголики. Убийцы -- жены. Только в 1929 году было проведено расследование, последовали эксгумации, судебные процессы. Выяснилось, что яд всем продавала старая акушерка. Из около 50 обвиняемых двое были приговорены к смертной казни, остальные -- к тюремному заключению.

Это не пересказ фильма "Икота". В нем действие происходит в современной Венгрии, а по сути, даже не в современной, а во вневременной. Место действия -- типичная деревня любой восточно-европейской страны. Персонажи -- люди аграрной цивилизации. Они живут в мире, параллельном современному. И несмотря на микроволновые печи, машины и телевизоры, сознание у них коренным образом отличается от сознания жителей мегаполисов. Даже если люди аграрной цивилизации, принимают христианство с его обычаями или государство с его законами, они адаптируют их под свои нужды. Это происходит от того, что они живут слишком близко к земле и природе, где все циклично: дни, годы, жизнь и смерть. Если современные бытовые убийства, о которых рассказывают в криминальной хронике, выглядят гнусно, полны нравственных и физических мучений, то женщина аграрной цивилизации, убивающая своего никчемного мужа даже не чувствует угрызений совести. Из могилы мужа прорастут цветы, жизнь пойдет дальше и не будет ни осознания греха, ни терзаний.

Циклы составляют основу фильма. Комбайн едет на поле, собирает пшеницу. А там среди колосьев притаился маленький олененок. Непонятно, успел ли он убежать или был перемолот. Машина с зерном едет на мельницу, из зерна делают муку, пакуют её в пакеты. Один такой пакет женщина использует, чтобы замесить тесто. Крот роет длинный подземный ход, хватает червяка, разрывает его и съедает, старушка вскапывает огород, убивает крота и кидает его тушку собаке. Жаба плавает в пруду, её съедает рыба, проплывающая мимо человеческого трупа на дне. Рыбак вылавливает рыбу, несет ее домой. Жена готовит из нее обед (налила ли она в него яд???). Так было всегда. Смерть следует за жизнью и обеспечивает новую жизнь.

Единственный современный человек в этом безвременном мире архетипов -- молодой милиционер. Он расследует многочисленные убийства. Вряд ли он сможет что-то сделать, ведь даже у его коллеги по работе в письменном столе лежит склянка с ядом. Ей тоже есть от кого избавиться. А мать милиционера убивает его спивающегося отца. Отец дает сыну бутылку вина домой. Не это ли вино отравила мать?

В течение всего фильма мужчины деревни играют в кегли, постепенно играющих становится все меньше и меньше. Заканчивается фильм свадьбой между молодой девушкой и мужчиной постарше, который пьет вино стакан за стаканом. А среди гостей большинство женщин, и старенькая акушерка сидит за столом. На свадьбе произносятся единственные слова в этом фильме. Девочка поет песню о том, что нет надежды на завтра. Действительно, для этих людей нет никакого завтра и никакой истории, для них жизнь длится всего один день.

Почему же фильм называется "Икота"? А потому что живет в деревне старик с лицом, испещренным глубокими морщинами, и икает. Он одинок, никому не мешает, сидит на лавке, смотрит на проходящих людей и никак не может прекратить икать. Икоте этого старика вторят гуси, муравьи и травы, медленно растущие из земли. Он естественен, и его икота не является аномалией. По фильму неестественным является американский истребитель, возникающий ниоткуда и исчезающий в никуда. Истребитель сотрясает небо и землю, пролетая под мостом через реку. В домах разбиваются и переворачиваются вещи, пилот радостно кричит в шлемофон. Но не смотря на все причиненные разрушения самолету удивляется лишь современный милиционер. Для остальных жителей деревни истребитель ничего не значит. Даже старичок, затихший на мгновение, вновь продолжает икать. Это чудо прогресса даже не смогло остановить икоту.

Можно вспомнить, что хотя Александр Македонский завоевал Индию и оказал большое влияние на её историю, индийцы даже не запомнили его имени. Древняя Индия была страной высокой культуры, но в своем отношении к истории она очень похожа на маленькую деревеньку из фильма Георгия Палфи.

hukkle_(2002)_gyorgy_palfi.avi
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments