Dr. Verter (verter_x) wrote in drugoe_kino,
Dr. Verter
verter_x
drugoe_kino

Categories:

"Закон желания" или формула Альмодовара (из "ELITE CLUB")

Педро Альмодовара давно окрестили "средиземноморским Фассбиндером". Он так же неравнодушен к мужчинам, хотя в кино предпочитает выводить на авансцену женщин. Странные персонажи его фильмов не помешали Альмодовару получить признание "мейнстимовской" аудитории и даже "Оскара". Он - тот редкий европейский режиссер, которого выбирает Америка. Каждую неделю Альмодовару приносят папку англоязычных сценариев из Голливуда и уговаривают работать в США. Но он не сдается, предпочитая искать деньги на проекты в Европе. Над ним витает дух фламенко и мовиды, может быть, поэтому его называют огненно-красным цветком...

Он родом из Ла-Манча. Земляк Рыцаря Печального Образа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как и Дон-Кихоту, ему пришлось перенести не одно сражение, зато сегодня со вторым "Оскаром" его поздравляет испанская королевская семья, а Каннский международный кинофестиваль 2004 года - впервые! -открывает испанский фильм - новая работа Альмодовара "Плохое образование".

Наверное, прав был дон Аугусто Альмодовар, когда 25 сентября 1950 года говорил донье Франсиске Кабальеро, подарившей ему сына: "Быть нашему Педро полковником!" Доблесный офицер испанской армии, он мечтал о блестящей карьере сына под началом генералиссимуса Франко. Но глава семейства умер, когда Педро было всего три года, и провинциальный городок Кальсада-де-Калатрава стал для будущего режиссера местом, где закончились отцовские мечты.
Единственным по-настоящему близким человеком была для мальчика мать. Франческа Кабальеро никогда не боролась с чудовищными слабостями и недостатками горячо любимого сына. "Я люблю Педро таким, какой он есть", - говорила она журналистам желтой прессы. В далекие 50-е она учила сына вносить в обыденную реальность хоть чуточку фантазии. Неграмотные соседи частенько просили ее прочитать приходившие им письма, и донья Франсиска неизменно добавляла в эти невеселые послания немного доброй выдумки. Много лет спустя Альмодовар использовал этот прием в своих картинах. А еще Педро очень любил пересказывать сестрам кино, которое дети смотрели вместе: он обожал прокручивать истории снова и снова, каждый раз придумывая что-то невероятное. Девочкам его безумные версии нравились гораздо больше экранных.

Пришло время учиться, и многочисленные родственники посчитали, что лучшего места, чем католический пансион, для мальчика не сыскать. От тоски католического заведения и строгих нравов монахов Педро спасался рисованием, чтением и просмотрами запрещенных телепередач. В 12 лет он увидел "Кошку на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса в постановке Ричарда Брука с Элизабет Тейлор в главной роли. "Я искал Бога и нашел Элизабет", - вспоминал Альмодовар. Именно в стенах монастыря мальчик понял, что "страх - природный враг свободы и жизни". Поэтому он всегда боролся с этим незримым, но коварным противником.

В 1967 году, окончив лицей, молодой и полный сил Педро покидает родной город и отправляется покорять Мадрид. На голову провинциала немедленно обрушились "прелести" большого города. Быстро прикинув, что к чему, Альмодовар тут же сделался хиппи. На пути к славе пришлось сменить много профессий: мультипликатора и актера, клерка и художника комиксов, рекламщика и писателя порнороманов. Под женским псевдонимом земляк Дон-Кихота трудился на ниве журналистики, а попутно пел в мини-юбке, сетчатых чулках и туфлях на шпильках со своей панк-группой "Альмодовар и МакНамара". Так, легкой походкой на высоких каблуках, он и вошел в искусство. Молодого "кинопанка", как окрестили Альмодовара кинокритики, никак не хотели воспринимать всерьез. В стае старообрядных кинодеятелей Альмодовар казался белой вороной: каждый его фильм с трудом удерживался на грани приличий, да и темы он выбирал отнюдь не невинные. Но лишь в конце 80-х он окончательно занял свое место под кинематографическим солнцем. Сегодня популярность бывшего почтового служащего, а ныне обласканного критикой и единственного признанного во всем мире испанского кинорежиссера конца XX века Педро Альмодовара сопоставима лишь с известностью трех китов испанской культуры - Пикассо, Дали и Бунюэля.

Кто он - одинокий мечтатель, ставший любимцем и символом испанской "мовиды"; гей, воспевающий крайности чувств; трагический гений, скрывающий за китчем и хулиганской рекламой одиночество и боль; клоун, обряжающий своих героев - сексуальных монстров и психологических уродов - в футуристические костюмы от Готье? Эстет, цитирующий Гете и Борхеса, обожающий Шостаковича и Стравинского, или деловой улыбчивый крепыш в ярких шароварах и вызывающих пиджаках, работающий над сценариями, звуком, светом, костюмами, с актерами и художниками с дотошностью, достойной признанных классиков кино? Все одновременно. Он любит смотреть на море, вспоминать детство и маму, читать чужие письма, ездить в такси, одеваться у европейских модельеров, разглядывать глянцевые журналы, коллекционировать антиквариат, часами пропадать в крупных универмагах. Не умеет водить машину, считает США - самой лицемерной страной в мире, на дух не переносит ханжество и двойную мораль. Верит в Слово, даже когда остается без голоса и собеседника, ничего не презирает, даже то, что ненавидит, утверждает, что красота приносит боль. Не боится цифры 13, обожает мадридские кафе и солнечный свет, бьющий в окна. Не может подолгу засиживаться за письменным столом (там его настигает одиночество) и запросто появляется среди черных смокингов в оранжевой куртке, зеленых штанах и красных ботинках. Потому что плевать хотел на этикет.

На венецианской премьере он разодел своих "женщин на грани нервного срыва" во главе с Кармен Маурой в диковинные шутовские костюмы и от души веселился с ними. Антонио Бандераса заставил разгуливать по Мадриду в женском платье, после чего актер, режиссер и другие члены съемочной группы оказались за решеткой. Четыре часа их держали в участке, пока полиция не удостоверилась в том, что Бандерас - сын знаменитого тайного агента. На мадридскую премьеру "Свяжи меня!" Альмодовар приехал в открытом грузовике в окружении актрис, исполняющих главные роли (соло задавала Виктория Абриль). "Это зрелище чем-то напоминало его фильмы", - писала испанская пресса, не без перца относящая к режиссеру. Его то и дело "прокатывают" на национальную награду "Гойя", частенько упрекают за недостатки драматургии, не без злорадства называют "гением эпизода" и "Бунюэлем для бедных". По этому поводу его брат Августин Альмодовар говорит, что в Испании не принято позволять кому-то быть живым мифом, а худшим подарком для испанцев стало бы получение одним из них Нобелевской премии.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments