grinin_draco (grinin_draco) wrote in drugoe_kino,
grinin_draco
grinin_draco
drugoe_kino

C’est si bon

“ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО”  Ф.Трюффо

Это история о том, как несколько симпатичных людей удачно выкарабкались из-под груды проблем и обстоятельств. Помнится на подобном материале Жерар Ури сделал комедию “Большая прогулка”. Трюффо не хочет комедии, он тяготеет к драме, но и не хочет - здесь это принцип, творческая установка - доводить дело до трагедии. Если не знать другие фильмы Трюффо, то не вполне ясно, зачем сделан этот, в котором последовательно обмануты все ожидания зрителя, включая то, что художник масштаба Трюффо не мог сделать фильма “просто так”. Здесь кроется какая-то “мораль”. И она есть. Ее можно выразить одним словом - тривиальность. Жизнь тривиальна, говорит нам автор - и это хорошо! C’est si bon!
Дело в том, что Трюффо знает только один выход из тривиальности жизни - в эксцесс, в срыв; об этом многие его фильмы, например - наугад - один из первых и один из последних - “Нежная кожа” и “Женщина рядом”. Человек спотыкается о собственное иррациональное - и падает, гибнет - вот тема Трюффо. Но, как истинный  француз он трезв и рационален, и поэтому знает, что эксцесс не может быть универсальным принципом искусства: ни творчество, ни бытие не “покрывается” эксцессами. И тут он попадает в замкнутый круг: если не эксцесс - то тривиальность, если не тривиальность -   то эксцесс. Выйти за пределы этой оппозиции он не может, и оттого развлекает себя и зрителя тем, что укутывает ее в разные жанровые одежки. То это мелодрама, то детектив, то еще что-нибудь чуть иронически аранжированное. Здесь, в “Последнем метро”, он представляет  “положительную” половинку своего мировидения на близком и милом французскому сердцу материале оккупации и Сопротивления. И смотрите-ка! - ни оккупация, ни Сопротивление не помеха ни жизни, ни людям в их замечательном умении не покидать рамок обыденности.
И все бы ничего, если бы не одна маленькая загвоздочка: искусство требует выхода из этих рамок, хотя бы только от автора. Иначе получается что-то кулинарно-десертное, нечто без последствий. В том числе и эстетических. Все сделано настолько аккуратно, что ключ к фильму - последний переход от “трагедии” (читай - от последствий, более чем возможных в тех обстоятельствах, которые автор соорудил из Сопротивления, оккупации и любовного треугольника) к happy end’у - проворачивается вхолостую. Ирония автора не срабатывает, не прочитывается.
Трагедии нет!?
Зрители довольные расходятся по домам.

Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments