Валька (derring) wrote in drugoe_kino,
Валька
derring
drugoe_kino

Category:

Палиндромы / Palindromes (Todd Solondz, 2004)

Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап не видно.
Фольклор



Тодд Солондз — большой умелец шокировать публику. Его "Счастье" (Happiness, 1998) — виртуозная конструкция вроде американских горок: сидишь в кресле и не знаешь, смеяться тебе, приходить в ужас, брезгливо передёргиваться или переживать вместе с героями. Иногда получается всё одновременно, из-за чего добавляется ещё и чувство неловкости и даже вины за такие свои непоследовательные реакции. Шокирует не столько выбор тем (от порнографической поэзии до расчленения трупов; гы, мы и не такое видали), сколько их подача, без крови и гениталий, спокойно-циничная. Вот какие чувства можно испытывать к педофилу? Если вы знаете ответ — посмотрите "Счастье", вы удивитесь. После фильма, как только уймёшь хохот от финального кадра, остаётся странное ощущение: Солондз что-то хочет сказать и это что-то, вроде, глубже банального "счастья нет" или "у всего есть обратная сторона, а то и не одна".

Его следующий фильм "Истории" (Storytelling, 2001) чуть спокойнее, хоть тем для "шока" и здесь хватает (kinky секс, расизм, власть, убийство). Две истории в фильме ("Вымысел" и "Правда") рассказывают о том, зачем и как рассказывают истории. В "Правде" есть любопытный персонаж (великолепный Пол Джаматти, Paul Giamatti), режиссёр-документалист, пытающийся снять фильм про "простых, нормальных людей", но не имеющий ни малейшего представления, про что ему снимать. Неожиданно для всех его фильм получился, но вышел комедией, что особенно чудно смотрится на фоне финала самой "Правды". Рассказчик и режиссёр Солондз снимает фильм про рассказчиков и режиссёра — неужели, просто так?

Название нового фильма Солондза, "Палиндромы", звучало многообещающе. История тринадцатилетней девчонки по имени АвивА, залетевшей, вынужденной сделать аборт и сбежавшей из дому странствовать. Девчонку играют восемь человек разных возрастов (от 6 до 40), телосложений, цветов кожи и даже полов. Забавно. Изрядная доля "шока", как обычно, в наличии. Трогательные музыка и девчонка присутствуют. Вот смеха меньше, дай Бог пару раз улыбнуться. Неужели, Солондз скажет что-то внятное? Почти в конце фильма появляется любопытный персонаж, подозреваемый (без оснований?) в растлении малолетних и удивительно похожий на самого Солондза. Он произносит проникновенный монолог о том, что люди никогда не меняются: они взрослеют, набирают или теряют вес, могут даже изменить пол или цвет кожи, но каждый остаётся ровно тем, кто он есть. Педофил — педофилом, девчонка, мечтающая иметь ребёнка, — такой же девчонкой. Как ни верти, выйдет то же. Мысль не больно глубокая, из-за чего фильм и этот монолог выглядят ненужными приложениями друг к другу (одного из них было бы достаточно). Так к чему всё это?

Тодду Солондзу нечего сказать. Он е*ёт мозги доверчивой публике, не будучи в состоянии поддерживать с ней полноценные отношения. Он мастерски владеет техникой, он чертовски изобретателен, он энергичен, он очень хочет сказать что-то важное, он чувствует, что оно есть, но, как документалист из Storytelling, он понятия не имеет, что именно. Если феллиниевский Гвидо прятался в воспоминаниях, персонажи Солондза (писатели, режиссёры, педофилы) отправляются на охоту, в надежде нащупать это "что-то".

Из палиндромов Солондза лапы и морды торчат со всех сторон, и как эти палиндромы ни верти, смысла не прибавляется. Его виртуозные конструкции никуда не ведут, и Солондз, похоже, это прекрасно понимает и пытается превратить эту импотенцию в кино. Но если в "Счастье" он словно разминался в ожидании чуда, в "Палиндромах" он упёрся головой в стену.

Вряд ли я буду смотреть его последующие фильмы (если таковые будут): это уже совсем не интересно. Думаю, всё же погляжу его "Добро пожаловать в кукольный дом" (1995), где он, хочется верить, ещё был на что-то способен. Возможно, Солондза нужно смотреть задом наперёд.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments