ХОРЬ и КАЛИНЫЧ (chor_i_kalinich) wrote in drugoe_kino,
ХОРЬ и КАЛИНЫЧ
chor_i_kalinich
drugoe_kino

"ЧЕ ГЕВАРА: дневник мотоциклиста" - смотерть фсем!

Режиссер: Вальтер Саллес. В главных ролях: Гаэль Гарсиа Берналь и Родриго де ла Серна. Продолжительность: 130 минут.

Я, честно говоря, не люблю леваков. Потому, при покупке кассеты руководствовался скорее не любопытством зрителя, а любопытством исследователя: хотелось узнать точно, как же из нормальных вроде людей вырастают альбатросы революции…
Да нет, утрирую, конечно: что значит, как получаются? – по-разному, но всегда под влиянием среды, жизненных обстоятельств, под влиянием прочитанного, а лучше – пережитого. Механизм, в общем, известен, и личностный фактор здесь вторичен: из одного и того же человеческого материала может сложиться индивидуум как крайне правых, так и крайне левых убеждений – все эти термины рассыпаются в прах, теряют смысл при столкновении с Жизнью.
И фильм отлично демонстрирует именно это – как сама Жизнь меняет героя; метаморфоза совершается буквально на наших глазах – в застенчивом, конфузливом юноше медленно просыпается личность Борца, Революционера и (вроде как) Гуманиста. Реальность, такая отстраненная и вместе с тем – такая требовательная, выбивает биографию 23-летнего парня из будничной колеи: диплом врача, женитьба, практика в столичной клинике, чаи на веранде, благополучная старость с внуками на коленях… Все это было… более чем предсказуемо, но не все предсказания сбываются. Эта расписанная на годы вперед жизнь заканчивается, не успев начаться, заканчивается в тот погожий денек 1952-го года, когда два приятеля: Альберто Гранада и Эренсто Гевара де ла Серна решают отправиться в мотопробег через Южную Америку… Мама волнуется, папа тоже, но сын так рад предстоящему дорожному приключению… Они еще не знают, что этот Континент затянет в себя их любимое чадо целиком; что этого вечно краснеющего полумальчугана они видят в последний раз; Жизнь возьмет свой резец и высечет из аморфного нечто совсем другого человека; чужого, непреклонного и пугающего…

Наверное, я все же был неточен, сказав о вторичности личностного фактора: пустись в это путешествие другой человек, он вполне мог бы остаться прежним, обогатив себя лишь десятком-другим дорожных баек, которые потом рассказывал бы своим затаившим дыхание домочадцам…
Так что же. Дело во впечатлительности главного героя? – он впитал, как губка, увиденное, и изменился быстро и бездумно, как порой бывает с людьми незрелыми и слабыми? – не знаю. Фильм такого впечатления не оставляет. Похоже, юный Эрнесто не просто материал для скульптора, он соавтор – он тоже… кует себя.
Это происходит незаметно, это абсолютно не бросается в глаза; драматизм фильма не лежит на поверхности, он скрыт – пожалуй, кино даже может показаться скучным. Подумаешь, большое дело! – Два восторженных балбеса, одержимых синдромом дороги. Ну едут они, ну падают в канаву, ну ломается мотоцикл… Сменяются ландшафты, все, естественно, происходит не совсем так, как ожидалось… Экстремальный пикник, не более…
Но потом… начинаются знамения… происходит постепенное погружение в иной мир… Всё переменится, причем для них обоих, пикник навсегда останется где-то позади… Дорожные невзгоды неожиданно сблизят их с теми, кто раньше не вызывал даже брезгливого любопытства… Они будут сидеть у костра с пожилой индейской парой, лишенной крова, мыкающейся по стране в поисках хоть какого-то заработка. Ночь будет холодной, глаза нищих крестьян буду черны от горя… Им Эрнесто отдаст НЗ, все наличные деньги, полученные им от своей невесты для покупки кружевного белья… Да, у него была невеста! – Как звали эту наседку? – не помню. Она тоже осталась далеко позади…
Сколько тысяч километров они уже проехали? Сколько прошли? Три тысячи, четыре?.. Неважно, но любознательный читатель все это может легко уточнить: дневник ведется исправно…
А впереди синей вертикалью встают Анды. Мокрая тяжелая зелень, туман, в разрывах которого, там, внизу, видны развалины древнего города инков. Как можно было разрушить это чудо ради современных городов, больше похожих на помойные кучи?..
Они продолжают подъем…
В какой-то момент Альберто рухнет на обочине, истерично крикнет, что дальше он не пойдет, что такое ни под силу ни одному человеку. И тут судьба вновь пошлет им знамение. Маленький, словно муравей, из тумана вынырнет крестьянин в шляпе, нагруженный сверх всякой меры – наверное, в этих тяжеленных тюках весь его нехитрый скарб – не являя никакого героизма, этот маленький человечек в разбитой обувке невозмутимо прошлепает мимо выдохшихся друзей и исчезнет за поворотом… Случайный прохожий? Или это сам Мескалито явился, дабы преподать приятелям урок?.. Как бы то ни было, путь будет продолжен. И на пути будут попадаться все новые люди с такими странно похожими лицами. Индейцы. Бывшие хозяева всех мыслимых Эльдорадо, бредущие целыми семьями Бог знает куда…
И это даже не странно, что при всей своей будничности, при обыденности повествования фильм необыкновенно метафоричен… Вот дузья пребывают в лепрозорий, стоящий на берегу Амазонки… Вот они отказываются от перчаток, которые персонал всегда надевает, отправляясь к больным… С этими больными они будут жить, есть, играть в футбол… Это еще не Переход, одной ногой наш герой все еще в прошлом; дом, где размещается медперсонал, на одном берегу, больные – на другом…

Но придет день, когда Эрнесто перейдет и этот Рубикон, вплавь среди Ночи добравшись до… Другого Берега…
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments