?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Джармуш, Отпуск без конца, 1980
grinev wrote in drugoe_kino

Отпуск без конца


Коллекция Джима Джармуша
Permanent vacation

США, 1980, драма, 75 мин.
Режиссер и сценарист: Джим Джармуш
В ролях:
Ричард Боз, Рут Болтон, Сара Драйвер, Джон Лури
Камера: Том ДиЧилло, Джеймс
А. Лебовиц
Музыка: Джим Джармуш, Джон Лури

Премия Йозефа фон
Штернберга (МКФ, Маннхейм-Гейдельберг, 1980)
Премия ФИПРЕССИ (МКФ,
Фигейра-да-Фош, 1982)



Эффект Доплера

Как это часто
бывает с дебютными произведениями больших художников (не -- философов или
исследователей, а именно художников), в "Отпуске без конца" "форма" может
вызвать (несправедливые) нарекания, а "содержание" - (правомочное) восхищение.
Поэтому все снобы так любят всяечксие "ранние творчества", и воротят нос от
всего "позднего", приевшегося - несмотря на подчас гораздо большую
стилистическую законченность.

И, в самом деле,
Permanent Vacation сняты в как бы расхристанной, словно
незаинтересованной в зрительском внимании манере. Нет в этой картине
пресловутого "драйва", агрессивного и кокетливого цепляния за зрительские фалды,
рабской по сути попытки удержать любой ценой чужой взгляд. Изумление,
которое испытает знаток последующего творчества Джармуша при просмотре этой
картины, будет усилен ещё и тем, что, уже начиная с "Более странно, чем в
раю"
(1983), и в особенности -- с "Вне закона" (1986), Джармуш
большее внимание обращает на драматургическую фабульную законченность
произведения. В этом смысле и "Вне закона", и "Мертвец", и "Ночь на земле", и
другие его фильмы более тематически компактные, не растекающиеся, как "Отпуск",
во все рефлективные направления одновременно. Кроме того, в последующих своих
фильмах Джармуш заметно усиливает юмористическую составляющую, что, безусловно,
снижает эффект своеобразной драматической невыносимости проблем, с юношеской ещё
требовательностью и великолепным максимализмом представленных в
"Отпуске".

Зато вопросы, которые обсуждает главный герой, Крис "Алоисиус"
Паркер в разговорах с самим собой; эпизоды его похождений, образующие настоящий
роман воспитания, становление "художника в юности" вместе складываются в
фантастически разнообразную тематическую мозаику, и в этом смысле "Отпуск без
конца" является, возможно, одним из самых насыщенных и непростых фильмов всеми
любимого гения из Огайо.

Герой "Отпуска" - свободный кочевник,
принципиально не желающий, подобно окружающим, наниматься на работу, проживать
день за днем в одном и том же доме и ритме, зарабатывать деньги, мотивировать
себя карьерой и т.п. Номадизм Паркера (так зовут героя) имеет
философски-физиологическую основу (причем физиология частично снимает с героя
ответственность, а философия, хотя и доморощенная, но не лишенная
культурологической пикантности -- совпадения с тогдашними модными, постхипповыми
трендами начала 80-х). Дело в том, что сколько-то обжитое место само теряет в
глазах героя содержание, превращаясь в навязчивый кошмар. "Отпуск" напоминает
вышедшее двумя годами ранее "Ложное движение" (1978) Вима Вендерса
-- то же бегство, лишенное позы; бегство снаружи бесстрастное, анемичное, но
внутренне сосредоточенное и постоянно вслушивающееся в "зов бытия". Оно не имеет
ничего общего с "эскейпом", отказом от социальной действительности, хотя внешне,
безусловно, тоже глубоко маргинально. Напротив -- по мнению Паркера, в глубоком
"эскейпе" находится обыватель, автоматизировавший свои привычки и добровольно
превратившийся в обслуживающий цивилизацию автомат.

Другой важный
момент, обусловливающий это онтологическое бегство, -- само время, уничтожающее
прошлое, стирающее на глазах некогда столь значимую для наших предков историю.
Джармуш очень остро показывает эту тотальную амнезию: дом отца главного героя
разрушен во время войны ("Какой войны? Кто разбомбил?" - "Китайцы!") и порос
лопухами. Его мать сошла с ума, а её соседка заливается смехом в ответ на любую
фразу. Жители Южного Манхеттена ведут жизнь, совершенно отчужденную и далекую от
торжества любви, ясности целеполагания и рационального единства бытия и
сознания. Столь же внеисторичен и сопровождающий картину джаз Чарли Паркера, все
эти безумные зигзаги, строящиеся на импровизации и попытке поймать вечно
ускользающую гармонию.

Один из героев фильма рассказывает потрясающую
историю, про эффект Доплера: жил-был некий саксофонист, опередивший свое время.
Из-за того, что его инструмент звучал не так, как было принято, музыканта не
брали на работу в Америке. Друзья посоветовали ему отправиться в Европу, где
публика более продвинута. Музыкант переехал в Европу, но и в Европе звук его
саксофона не пришелся ко двору: уж слишком он был необычен, слишком
прогрессивен. В отчаянии от безденежья и невостребованности музыкант поднимается
на крышу дома, чтобы покончить с собой. И решает напоследок исполнить любимую
тему. Сыграв первую часть, музыкант вдруг понимает, что не может вспомнить
продолжение. И начинает повторять уже сыгранное снова и снова. Тем временем
человека на крыше замечают, внизу собирается толпа, приезжает полиция. Когда
музыкант замечает, сквозь экстаз исполнения, что сзади к нему подбираются
полицейские, он бросается вниз. И, уже лежа на земле, еще в сознании, он слышит
сирену скорой помощи. И звук этой сирены -- иу-иу -- и есть то самое сочетание
нот, которое он пытался вспомнить, стоя на крыше. А эффект Доплера состоит в
том, что частота звука в движении -- искажается, и искажается самым подчас самым
нужным, необходимым образом.

В этом-то и состоит логика бегства -- оно не
уводит от реальности, а удерживает её; не сбрасывает с себя невыносимую
действительность, а пытается её осознать на её же языке. Потому что время --
неостановимо, и мелодия, которую ты пытаешься исполнить, сама ведёт тебя в
неведомые дали, откуда ещё никто не возвращался.


Источник http://www.drugoe-kino.ru/movie.php?p=N&id=318

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
албанский пиар :)
Doppler - во всех учебниках через два "п" пишется.

Спасибо за интересный отзыв.
Если что, это рецензия на фильм с указанием источника статьи.
А "эффект Доплера" - именно так выглядит в моем написании (по-русски пишут и так, и так, причем с одном п - куда чаще).

так ща как тока не пишут. просто ни в одной энциклопедии или учебнике по физике такого написания нет, увы.
ну а что до статьи, то Джармуша по рецензиям представлять бесполезно, хотя продвигать его, конечно, нужно :)

И продвигать нужно, и размышлять о нем приятно - с теми, кто видел и знает ;)

  • 1