Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in drugoe_kino,
Андрей Гончаров
andrey_g
drugoe_kino

Статья из журнала "Наш прокат"

"Советское" кино "кончилось". Что такое - "российское"?


В конце 80-х годов начала разваливаться хорошо налаженная структура советского проката и кинопроизводства, существовавшая полностью в системе рыночных  взаимоотношений. Будет ли польза от начинавшейся перестройки в кино – можно было предполагать  по результатам V съезда  кинематографистов.  Выступавший Эльдар Шенгелая говорил о полученной кинематографистами  свободе и о  предстоящей самоокупаемости кинематографа. Но интеллектуальное кино принципиально не может быть самоокупаемым. Оно может быть тонким, умным и интеллигентным. И на него никогда не придет много зрителей.  Сохранение высокого уровня посещаемости кинотеатров в России требовало продолжения эффективной централизованной политики финансирования  и управления в отрасли кинопроизводства и проката. Но  новые эффективные методы создания кинорынка предложены не были. Вместо этого исчезли способы, безукоризненно работавшие прежде. К тому же в продаже начали   появляться видеокассеты и компакт-диски, уменьшавшие доходы кинопроката. Чем же плоха или хороша была система советского кинопроката? И чем отличается от нее система возрождающегося кинопроката российского?
  Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год. В интервью для журнала «Variety» бывший зампред Госкино СССР Борис Павленок  говорил о том, что кинотеатры в СССР посещают 4 миллиарда зрителей в год.  Средняя цена билета была 22,5 копейки и при кассовых сборах в 1 миллиард рублей со всей киносети получается именно такая цифра. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, вести производство, оплачивать тиражи фильмов. Примерно 550-570 миллионов забирало государство в виде налогов. Оставшегося хватало, чтобы делать такие картины, как "Война и мир" или эпопею "Освобождение". С 1976 года ежегодно было 30 режиссерских дебютов. Было создано на "Мосфильме" объединение "Дебют", условием работы в котором было: ставьте что хотите, снимайте как хотите, выход на экран зависит от проката - купит или не купит. Hо  творческому составу платили повышенные ставки, чтобы они не были ущемлены по сравнению с теми, кто работает в "большом кино".                                  
    В сегодняшней России конкурентное преимущество частных российских кинопрокатных сетей по отношению к этому виду бизнеса в других странах лишь начинает наверстывать упущенную  возможность быстрого покрытия огромной территории и удовлетворять востребованность данного способа досуга у российских граждан. Это в начале 1960-х годов Советский Союз мог сравниваться по количеству мест в городских кинотеатрах на 1.000 населения c ведущими странами Запада: на первом месте США и Франция - 62 места, на втором месте Великобритания – 58 мест, на третьем СССР – 45 мест. Число сегодняшних  переоборудованных в соответствии с современными мировыми стандартами российских кинотеатров составляет не более двухсот. Хотя по современным оценкам цифра может достигнуть двух тысяч и этот пробел российские частные кинопрокатные компании  в течение 5-7 лет намерены активно заполнить. Но цифры советского времени воистину впечатляют. На 1 января 1953 года количество действующих киноустановок в стране составляло 49.496. Притом, что чиновники были недовольны невыполнением плана. Их число должно было увеличиться до 64.350. Хотя темпы, которыми план осуществлялся в жизнь, позволяли утверждать, что  план не будет выполнен – они, по крайней мере, имели место. И какие темпы! План на 1956-60 годы был выполнен в течение трех лет. Число киноустановок росло невиданными темпами: в 1940 было введено в строй 28 000 новых киноустановок, в 1953 году – 52 300, в 1958 году – 78 000, в 1962 году – 120 500. Теперь бы развернуть чиновников в сторону культуры. Вот пример деятельности госаппарата в экономике культурного сектора страны в июне 1958 года. Совет министров СССР принял Постановление о строительстве крупных кинотеатров (более 1.000 мест) в 19 городах СССР. В частности, согласно этому Постановлению намечалось сооружение крупного кинотеатра в Москве на Октябрьской площади. Само Министерство несколько ранее, в 1957 году из-за нехватки кинотеатров в столице просило «разрешить построить в городе Москве кинотеатр вместимостью 4.000-5.000 зрительских мест и дать указание Мосгорисполкому для указанного строительства выделить земельный участок, ранее предназначавшийся для строительства Дворца Советов». Сегодняшний кабинет министров не только не может принять какое-либо постановление, но и сформулировать свою позицию в этом вопросе.
   В России убыстряются темпы экономического развития, производятся досрочные выплаты по долгам иностранным кредиторам и даже появляется огромный стабилизационный фонд, который на сегодняшний день является запасом на «черный день». Или ресурсом для инвестирования в экономику других государств, что сказано Германом Грефом, как ни странно. Но в России нет  ресурсов для восстановления собственной высокорентабельной и традиционной формы дохода - кинопроизводства.   Подобное положение дел в секторе культуры, по негласному мнению чиновников, не может привести к политическому «переплету». Это не ускоренный темп инфляции, отток капитала за границу, отсутствие средств для выплаты зарплаты или обнищание населения. Но почему духовное обнищание населения не может быть приравнено к экономическому? Только потому, что оно достигло того предела, где большая часть населения не в состоянии определить его нормальный уровень? А оставшаяся часть не обладает достаточными знаниями и ресурсами для инициативы «снизу»? Тем временем все частные и государственные организации, призванные защищать интеллектуальные права граждан, продолжают свою формальную деятельность на бумаге и скорее во вред этому процессу. Поскольку не в состоянии осуществить или не желают предпринять какие-либо эффективные меры. И не в состоянии инициировать процессы, стимулирующие создание подобных мер.
    Главной целью  советского кинопроизводства было извлечение прибыли и пополнение бюджета. Чем не цель для российского? Кинематограф был абсолютно рыночной и прибыльной структурой. Получив тематический план, зампред Госкино шел в Госплан, а потом в Министерство финансов и получал лимит на производство фильмов. Тогдашний министр финансов Василий Федорович Гарбузов был большим любителем кино. Когда он смотрел комедии, с ним в одном ряду сидеть было нельзя: все кресла тряслись. И если возникали сложности, он безоговорочно решал вопрос. Обычно Госкино получало до 100 миллионов рублей в год. Оно должно было их освоить и погасить банковский кредит. Студии продавали фильмы прокату (другой структуре Госкино), прокат продавал кинотеатрам, и деньги, полученные от сборов за билеты, Госкино возвращало в банк. Интересно, может быть одна из проблем современного рынка интеллектуальной собственности в том, что меняющиеся председатели кабинетов министров кино не любят и его не смотрят? Вместо принятия компетентного решения государственные чиновники любят произносить, что легких реформ не бывает. Но государству не нужно тратить средства на эту реформу. Государство должно предложить стратегию и определить правила игры новых участников этого рынка. Причем кардинально всех, а не только кинопроизводства. Поскольку сегодня кинорынок и рынок механических носителей – составляющие единого целого, логично друг друга дополняющие.
   Между тем, чтобы на российском рынке производства механических носителей не возродился малый бизнес, владельцы крупных предприятий держат устойчиво низкие цены на услуги тиражирования и готовый продукт. Производя в большинстве контрафактную продукцию. И цена на контрафактную продукцию мало чем отличается от цены производства самого носителя. Но таким образом производители не только добиваются отсутствия конкурентов, но и не допускают саму возможность авторских отчислений. А уклонение от контроля тиражей ведет к отсутствию официальной бухгалтерии, уходу от налогов и другим уголовно-административным нарушениям.  Таким образом, ушедшая из кинотеатров зрительская аудитория является источником дохода лишь для неконтролируемых пока государством заводов-производителей механических носителей информации. В отличие от полностью подотчетных кинотеатров. В результате  моментального появления в продаже пиратских DVD не имеют полноценных кассовых сборов кинотеатры, а огромный рынок механических носителей не возвращает государству в виде налогов и правообладателям в виде отчислений ничего вовсе. Только разница между ними очень проста – российское государство поддерживает свой бюджет благодаря использованию природных ресурсов, а российскому правообладателю продавать кроме собственных штанов и мозгов совершенно нечего.  «В России те, кто идет назад, идут быстрее, чем те, кто идет вперед», - фраза вполне применима к определению правил  регистрации и реализации современных произведений российской культуры. Позитивных процессов в экономическом секторе культуры нет. Но разрушительные процессы, перерастающие в необратимые, набирают ход.
   Есть сфера рынка, и есть способы общественного воздействия на соответствующие инстанции. Сегодня необходимо общественное воздействие на деятельность чиновников госаппарата как минимум для того, чтобы объяснить им саму суть проблемы и способ ее решения. Требования к этому способу простые: он должен обеспечить защиту прав создателей интеллектуальной программы и контроль количества произведенных носителей. Пока работа в этом направлении меньше всего заботит тружеников госаппарата. Хотя самый простой выход – введение контрольной государственной  марки предельно надежен и результативен. Соответствующий департамент должен заняться регистрацией всех поданных заявок и выдачей соответствующих марок. Это означает, что в момент реализации каждый носитель  в формате DVD и CD должен быть оснащен этой маркой, а сами предприятия-производители должны принимать заказ на тиражирование только при наличии документа, подтверждающего факт регистрации программы заказчиком в соответствующем госучреждении.  Пока что госаппарат не только не в состоянии эту проблему решить, но и определить – в чем  проблема творческого сословия заключается. В условиях диверсификации российской экономики пренебрежение к выстраиванию взаимоотношений в ее любой части без привлечения экономических ресурсов и использовании лишь ресурсов административных – должно пресекаться и меняться в максимально короткие сроки. Изменения становятся возможны при организованной инициативе общественных организаций на все ветви законодательной и исполнительной власти. Невозможно сделать хуже, чем сейчас. Потому что «хорошо» в обсуждаемом секторе российской культуры еще не было…  
   Известно, что в искусстве есть две тенденции: одна - искусство для зрителя, а другая - искусство для развития искусства. И фильмы, которые обогащали кинематограф, как правило, зрительским интересом не пользовались. Hо на  них  в советское время, как ни странно, находило деньги Госкино. Например, в случае  с Андреем Тарковским. Его творчество зритель всегда воспринимал  трудно.  В среднем, чтобы фильм оправдывал себя, нужно было, чтобы его посмотрело 17 миллионов зрителей. Далеко не всегда прокат хороших фильмов с этой цифрой справлялся. Хотя, например, Василий Шукшин снимал  точно. Без лишних съемочных дней и  попусту потраченной пленки.  Производство фильма "Калина красная" стоило  289 тысяч рублей и посмотрело ее 140 миллионов человек. Сегодняшние российские условия производства любого вида интеллектуальной собственности не позволили бы работать ни Тарковскому, ни Шукшину.  В сегодняшних  сценариях профессионализм, выстроенность и сюжетную понятность обнаруживаешь с трудом. Можно сколько угодно допытываться  у режиссера: "А про что у тебя кино? В двух фразах", - и слушать его долгий рассказ. И будет непонятно - он  не знает, о чем его фильм или ему стыдно признаться. Задачей Госкино СССР было составление тематического плана. Именно чиновники Госкино хотели, чтобы кинематограф был всеохватным. Чтобы были не только лирические фильмы, но и исторические. Чтобы были фильмы военной тематики. Чтобы это был многожанровый кинематограф. Особое внимание уделяли комедиям, семейным фильмам. Это то, что зритель  принимал всегда. Сегодняшние коммерческие российские кинообъединения пока еще слабы и не могут соперничать по количеству выпускаемых фильмов с Госкино СССР. Но отсутствие активов – фактор временный.  Они уже заняты производством и намерены полностью обеспечить российский рынок и современными кинотеатрами, и российскими картинами. Но отсутствие официальной государственной политики в первую очередь не позволяет снимать малобюджетное, но любимое зрителем кино: комедии, семейное кино и мелодрамы. Не всякий проект целесообразно пускать в широкий прокат с рекламой, идентичной рекламе западного блокбастера или отечественного «Ночного дозора». Хорошая российская мелодрама может и не собрать в прокате требуемых для окупаемости производства и рекламной кампании средств. А на рынке механических носителей она сполна вернула бы своему создателю затраты. Однако в условиях политики государственной анархии в отношении сегодняшнего рынка интеллектуальной российской собственности это, к сожалению, невозможно. Значит, по-настоящему «вкладываться» без большого риска прокатчики могут лишь в масштабные высокозатратные проекты, предпочтительно «блокбастеры». Способные соперничать с эквивалентным продуктом киноиндустрии других стран.  И за это специфическое и несвойственное любой цивилизованной стране ограничение можно благодарить своих же чиновников, занимающихся банальным перераспределением отпущенных бюджетом средств и поиском возможностей при этом распределении заработать.  При этом удел зрителей - просмотр близнецов-сериалов на телевидении, вместо качественного кинематографа. Чья история еще совсем недавно была полна яркими примерами.
 
Андрей Гончаров

http://www.livejournal.com/users/andrey_g/566.html#cutid1


Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments