?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
две Медеи
gray
zserghei wrote in drugoe_kino
Ларс фон Триер vs. Пьер Паоло Пазолини

В "Медее" Ларса фон Триера мне понравилась работа оператора. Много сцен снято сверху с высоты или издали, так что люди видны только как маленькие фигурки. Это создает атмосферу одиночества. Запомнился еще момент, когда камера снимает диалог Медеи и Ясона из-под воды. Впечатляет сцена того, как Медея вешает своих детей на дереве. Сначала младшего, потом старшего, причем старший сын все понимает и даже помогает ей. Видно, что этот фильм -- работа человека с севера. Действие происходит отнюдь не в Греции, а в северной степи. Деревьев почти нет, сильный датский ветер колышет высокие травы. Шатры, мрачные подземелья, болото и туман -- вот где разворачивается трагедия.

Пьер Паоло Пазолини поставил перед собой гораздо более сложную задачу. В его "Медее" рассказывается не столько драма женщины, ослепленной ревностью, сколько драма столкновения двух миров. Первый мир -- тот, где боги реальны и вся природа является проявлением святого. В таком мире жила Медея и ее народ. Там же жил и Ясон, когда был мальчиком. Второй мир утратил восприятие божественного. Люди изменились, в них остался только страх перед чем-то великим и непонятным. Они уже не могут понять ни природу, ни самих себя. В этом мире живет Креонт, Главка, взрослый Ясон, а также зрители. И именно зрителям, а не Ясону является кентавр и пытается объяснить разницу между мирами. Кентавр рассказывает, что эмоции, которые испытывает древний человек, например, от ощущения тишины летнего неба, равнозначны самым глубоким личным переживаниям современного человека и что мифы имеют первостепенное значение, а реально только то, что мифично. Понять это можно, а вот испытать...

В фильме Пазолини есть несколько моментов, которые не ясны или кажутся не важными на первый взгляд. Принесение человека в жертву народом Медеи -- это не просто жестокий ритуал, кажущийся бессмысленным современному человеку. Такая жертва выражает собой гигантскую ответственность, которую берет на себя древний человек. Это ответственность за существование мира. И жертва допускается для того, чтобы обеспечить жизнь растений. Племя Медеи было земледельческим, поэтому жизнь растений была так важна для них. Из фильма не очень ясно, почему надо было приносить в жертву именно человека и смазывать его кровью растения, а внутренности закапывать в землю. Вероятнее всего, это необходимо, потому что религиозный человек верит, что такое жертвоприношение было совершено богами в начале времен при сотворении мира и всего что в нем. Забвение создания является самым страшным грехом, и люди стремятся воссоздать акт сотворения растений вновь и вновь, тем самым обеспечивая новый урожай. (По этому вопросу можно смотреть книгу Вольхардта "Каннибализм".)

Далее, когда Ясон со спутниками строили шатры, Медея кричит на них. Переводчик на русский язык перевел ее слова, как повеления не повторять первый шаг бога и не отмечать центр. Это совершенно не правильно. По-настоящему она говорит следующее:
"Это место провалится, у него нет опоры!
Почему вы не просите богов благословить ваши шатры?!
Почему вы повторяете первый шаг бога?!
Почему вы не ищете центр?! Не отмечаете центр?! Нет!
Ищите дерево! Палку! Камень!"
Медея упрекает Ясона и его людей. А те ничего не понимают. Для Медеи новое место представляет собой хаос, из которого люди могут создать реальный мир, повторив действия богов. Для этого необходима точка опоры, Центр Мира. Им может быть, например, дерево или столб. После определенных ритуалов у людей появляется новый Центр Мира. Наличие многих Центров Мира не смущает древних людей, потому что в божественном времени и пространстве они являются осями, проходящими через настоящий Центр. Подобные поверия были и на территории Канады, и в древнем Риме и в древней Индии.

Медея, прибыв в Иолк, попала в неосвященный мир. И если раньше она могла говорить с землей, солнцем, травой и скалами, то теперь она ничего не слышит. Вот он подлинный ужас. Даже руно здесь перестало быть волшебным. И если Медея в своей стране могла властвовать над воздухом и пламенем, то в мире, где пренебрегают всем, во что она верит, для нее почти невозможно совершить чудо.

Кентавр не может жить в таком мире, поэтому он превращается в обычного человека. Явившись же Ясону в видении, он предстает в двух ликах -- святом и лишенном святости, причем святой, настоящий кентавр уже не может сказать ни слова.

Кое-что мне все же осталось непонятным. Что за круг крутит Медея после жертвоприношения? Что значат действия племени после кражи руна? Почему в фильме два раза с небольшими вариациями повторяется эпизод передачи подарка Главке и ее смерти?

"Медея" Пазолини осталась не до конца разгаданной загадкой.


medea_(1988)_lars_von_trier.avi
язык -- датский, субтитры -- английские
medea_(1969)_pasolini.avi
язык -- итальянский


promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Если Вас заинтересовал этот сюжет, советую также прочитать повесть "Медея" Кристы Вольф. В электронных библиотеках она есть:=)

Любопытный фильм на основе мифа о Медее был у Артуро Рипштейна - ASI ES LA VIDA (2000). Видел в Музее кино этой весной на мексиканской ретроспективе. Хотя, боюсь, найти его для просмотра будет практически невозможно. Но - кто знает...
Спасибо Вам за неиссякающий интерес к Пазолини. Радостно видеть Ваши записи.
А на пике - это Кеслевский, да?

Мне "Медея" Пазолини показалась несколько устаревшей. Или может быть это он так нарочно снимал? Я читал как-то, что во время съемок "Тысячи и одной ночи" он намеренно не снимал профессиональных актеров, не строил никаких декораций, и весь фильм снимался ручной камерой. В итоге был достигнут эффект полудокументалного-полулюбительского кино. Может и тут так же?

  • 1