we are our own devil (kiddy_grinder) wrote in drugoe_kino,
we are our own devil
kiddy_grinder
drugoe_kino

Category:
Остаться ребенком

История фильма "Небо над Берлином" - история чудесных превращений и совпадений.

Начавшемуся как коньюнктурный проект, посвященному 750-летию Берлина фильму было суждено в последствии быть названным "последним европейским киношедевром". Фильму, который Вим Вендерс, кинорежиссер, начал как проходной проект в своей карьере, суждено было стал его главной киноработой. Роль Питера Фалька, сыгравшего самого себя в этом фильме, казалось бы второстепенная, но на самом деле основная, совершенно незаменимая для равновесия всей картины, по началу вообще отсутствовала в сценарии и была добавлена за пару недель до начала съемок.

Ангелу, которому была уготована жизнь духовная и вечная, суждено было обрести участь страстную и смертную.

"Небо над Берлином" - это последний спокойный, полный созерцательного любования вздох европейского кинематографа перед грядущей асфиксией постмодернизма. Виму Вендерсу удалось снять мелодраму, историю любви, но лишенную пошлости.

Спустя четырнадцать лет нечто подобное попытался сделать Жан-Жак Жене в фильме "Амели", наполнив свою романтическую историю атмосферой влюбленности "вообще", влюбленности в детали мира, в простые вещи. Но благодаря этому, как бы разминая сентиментальность зрителя зарисовками ностальгических оттенков, он всего лишь эмоционально подсветил главную историю, историю Мужчины и Женщины.

То, что удалось Виму Вендерсу в "Небе над Берлином", кажется мне более важным и более уникальным. Ему удалось создать Оду Обыденности, пусть и с типичной для немцев неторопливой пафосностью, он создал "эпос обычной жизни". Один из героев фильма, состарившийся писатель Гомер произносит примерно такие слова: "Быть может стоит прекратить поиски великих историй? Прекратить писать бесконечные эпосы о великих баталиях, мировых переворотах? Быть может величайшая из историй происходит прямо здесь? Быть может величайшая из историй - жизнь человека во всей ее обычности?"

Вендерс наполнил фильм чувственностью, влюбленностью именно к обычному. Черпая настроение в поэзии Райнера Марии Рильке, после продолжительного разрыва, он создал сценарий вместе с Питером Хандке, одним из великих немецких авангардистских писателей и сценаристов. Оператором "Неба" стал французский оператор Анри Алекан, которому на момент съемок было уже 76 (!) лет. Этот человек, который в далеком 1946 году снял "Красавицу и Чудовище" для Жана Кокто, а позже "Римские каникулы" Уайлера, пожалуй единственный из живых в 1987-м году мог воссоздать на пленке тот магический свет, которым было наполнено поэтическое кино 40-х.

Музыка Йоргена Книпера, переходящая от почти церковной органной к почти наймановскому струнному минимализму, задает ритм и одновременно создает ощущение потустороннего в первой половине фильма, когда мы видим мир глазами ангела. Музыка и образ Ника Кейва, олицетворяющего поп-культуру тогдашнего Берлина, спускает, даже сдергивает нас на землю грешную.

Вообще даже герои фильма - полные противоположности друг друга, и благодаря этому создается ощущение зацикленности, завершенного круга. Дэмиэль, олицетворение жизни бесплотной и духовной, и Мэрион, его возлюбленная - жизнь земная и чувственная. Гомер, образ высокой духовности и интеллектуальности, и Ник Кейв, образ энергии молодости. И между ними, в точке пересечения этих персонажей, как ось в механизме весов, деталь незаметная, но необходимая - герой Питера Фалька, герой, объединивший в себе частицу каждого из персонажей. Даже образ берлинской стены, рубца на теле Города, умиротворяется в сцене восторга Дэмиеля, когда он осознает, что способен видеть цвета граффити на ней...

И между всем этим, незримо, будучи нереализованным ни в одном из персонажей - образ ребенка, частица которого есть в каждом из героев. И мне кажется, здесь кроется главное, сказанное Вендерсом.

Как гениальное оборачивается простым - так глубокомысленность неизбежно возвращается к детскому восприятию. Только детям дарована способность смотреть на жизнь широко открытыми глазами, когда сегодняшний день - это новый день, и завтрашний остается на завтра. Когда вопросы "почему я?", "зачем это?", и "почему то?" - самые важные вопросы. Способность сохранить в себе ребенка, не бояться сохранить наивный взгляд на мир, видеть его каждый раз новым - это кажется мне единственным способом увидеть жизнь.

Однажды Андрей Тарковский сказал, что дети понимают его фильмы лучше, чем взрослые. Чуть позже братья Стругацкие, работая над сценарием к фильму "Сталкер", записали в своей тетради: "Пусть они поверят... Пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна... Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит."

Восемь лет спустя Вим Вендерс посвятит Тарковскому фильм "Небо над Берлином", где способность видеть Ангела дарована только детям.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments