Тэсс (chequita) wrote in drugoe_kino,
Тэсс
chequita
drugoe_kino

Category:

ПЫЛЬ

Режиссёр: Сергей Лобан, 2005 г.

В ролях: Алексей Подольский, Пётр Мамонов, Псой Короленко, Сергей Сальников, Глеб Михайлов, Дмитрий Пименов, Павел Былевский, DJ Агеев, VJ Белка и др.

Приз российской кинокритики XXVII Московского международного кинофестиваля

Один малосимпатичный интеллектуал снисходительно бросил: «По-моему, милое кино». И тут же признался, что просто симпатизирует снявшемуся в эпизодической роли поэту-анархисту Дмитрию Пименову. Не знаю кто это, единственный профессиональный актёр в фильме – Мамонов. Из прочих лично я никому не симпатизирую, поэтому выражусь резче.

Знаете, что такое универсальное кино? Если вместо слова «пыль» подставить любое другое, пусть даже и матерное, не изменится не только впечатление от фильма – не изменится и его содержание. Это, увы, типичный признак бессилия создателей фильма – сказать им особенно нечего.

Авторы ленты так старались быть понятыми, что утратили чувство меры. Это ведь с их ведома изготовили серенькую рекламную бумажку с рисованным портретом Петра Мамонова, на которой подробно объяснено, что «пыль - это суета, в которую погружены люди, большинство людей, а особенно главный герой. Пыль – это всеобщие заблуждения, естественная засоренность голов. Пыль – это то, во что превращается главный герой в финале».

Конечно, напомнить человеку, что он ничтожество, – дело благородное, даже духовное. Но настолько уж избитое и затасканное, что из зала выходишь с ярко выраженным чувством разочарования и желанием поскорее переключиться на повседневную суету. После просмотра посредственного, невнятного фильма, повседневность приобретает большую значимость и ценность – поучительный, однако, эффект.

Итак, главный герой – ничтожество и погружён в пыль. Под присмотром сверхзаботливой бабушки он ведёт тихую, вялую жизнь великовозрастного дебила – спит, ест сосиски и выполняет тупую работу на игрушечной фабрике. Мальчика зовут Лёша, ему двадцать четыре года, он носит майку со смешным котёнком, почти не разговаривает, почти ни с кем не дружит и почти ничем не интересуется. В свободное время склеивает самолётики.

Однажды безобидного чудака привлекают для эксперимента, проводимого в недрах спецслужб. В процессе таинственного облучения он на короткое время меняет облик – из лысоватого, близорукого толстяка превращается в стройного красавца со змеиными глазами и спортивной фигурой.

После эксперимента Лёше дают денег и приказывают забыть всё, что с ним было. Но это невозможно. Бабушкин внучек становится одержим идеей вернуть себе увиденное в зеркале совершенное тело. И знаете, он даже предпринимает для этого некоторые усилия – приходит в качалку. Но это оказывается слишком утомительным занятием и, главное, требует времени. А он (как и все мы) хочет «таблетку счастья» – принял и порядок, но – увы…

Метания и поиски заканчиваются проникновением в таинственную лабораторию, где мальчик и зритель получают возможность выслушать очень пафосную проповедь Петра Мамонова в образе Секретного Доктора. Суть монолога сводится к тому, что люди погружены в пыль, то есть в суету и заблуждения – см. цитату из серой бумажки. Затем Лёшу по его собственному желанию и настоянию опять подвергают облучению, и он вроде бы растворяется. Вот, собственно, и всё.

Может, мы имеем дело с трагедией маленького человека? Нет, конечно.

Лёша очень статичен и пуст для какой бы то ни было трагедии. У него нет ни чувств, ни мыслей. Его не жалко ни в начале, ни в конце, ни по ходу фильма, он неотличим от контекста – его окружают такие же схематичные полудурки, как он сам.

И куда бы ни ткнулся малахольный Лёша – к компании глухонемых, к приятелю, к ряженым на Поклонной горе, к каким-то гламурным лохам из дансинга – он никому не нужен, отчуждённый мир не впускает его в себя. Любит его одна бабушка, но «странною любовью» – только себя в ней и слышит. И куда бы ни ткнулась сама бабушка – в христианскую секту с Псоем Короленко или к приятелю-шестидесятнику с манией преследования – ее тоже никто не слышит. Ни у кого ни с кем нет контакта. Никому нет утешения. И не будет. «Пыль» являет собой упоение безысходностью.

Может, Лёша что-то «просто олицетворяет», как это написано на сайте фильма? Да нет. Пустота равна пустоте. Что-то олицетворяет в фильме один лишь Петросян, а точнее, экран телевизора, где в замедленном режиме кривляется известный комик – это и есть самые сильные кадры в фильме. Они-то и олицетворяют зыбкий сон, суп протоплазмы, состояние общего отупения - нет ни людей, ни мысли – никто еще не проснулся.

Но и этот пафос снижается пародией на песню Цоя «Мы ждем перемен» под титры – сами авторы не верят в возможность проснуться, им и так хорошо, ничто не мешает заниматься своими бессмысленными и созерцательными, никак не участвующими в постижении и преображении мира киноэкспериментами.

Легкое поверхностное скольжение по не впускающей в себя, выталкивающей на поверхность жизни с танцульками, анашой, Петросяном и пивом, игрой в крутых парней из спецслужб и тупой маской-улыбкой на лице. Даже Секретный Доктор – герой Мамонова, который вроде бы должен знать цену настоящему – говорит, что давно уже умер. Ни сознание в образе науки, ни его отсутствие не дают исхода. И не надо. Таков message – всех «заела среда».

Вообще, главный «герой» фильма – именно среда, а не человек. Все персонажи, с которыми сталкивается Лёша в процессе своих шараханий по городу, взаимозаменяемы: бабушка, друг-дебил, девочка-психолог, угонщики, кагэбэшники, правозащитники, лаборант-медик, Секретный Доктор, все остальные. О каждом из них можно было бы снять точно такой же фильм. А можно было бы и не снимать.

Но вот сняли – каким-то революционно убогим хендикамом, отчего картинка получилась нарочито некачественной. Когда же навязчивая тень Ларса фон Триера с его «догматичной» стрельбой с плеча в угоду натурализму покинет наши забытые гением края, и натурализм уступит место чему-нибудь по-настоящему интересному?

Отдельно хочется сказать про актёров – их в фильме нет. Есть какие-то не имеющие отношения к кино, но весьма популярные в узких кругах люди, что само по себе не прискорбно. Прискорбно то, что некоторые из них пытаются играть и получается плоское, неправдоподобное беспомощное кривлянье. Некоторых откровенно жалко. Единственное «спасибо» относится к Петру Мамонову. Свой монолог он произносит блестяще.

И ещё об одной подтвердившейся лишний раз примете – где Псой Короленко, там обязательно жди какой-нибудь пошлости. Уже одного этого имени в афише было достаточно, чтобы бежать от кинотеатра сломя голову. Популярность Псоя среди московского студенчества – тра-та-та. Как будто что-то забыла...

А, вот! Авторы фильма сами хотят получить «таблетку счастья», как Лёша. Быстро наделать шуму, стать красивыми и привлекательными для московских поклонников Псоя Короленко и, «нацаревав рублей сто, с ними да и утечь». Наделали. Даже «нацаревали» – приз на фестивале получен. Российская кинокритика определенно занимается вредительством. Известно же – все эти кинокритики такая сволочь…

Закончить свои пронизанные тревогой за будущее отечественной кинематографии и от этого слегка облитые горечью и желчью заметки хотелось бы словами, якобы сказанными главой ЦРУ А. Даллесом в 1945 году:

«Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. (…) Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино – все будет прославлять самые низменные чувства…»

И так далее. Там еще много.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments