Тэсс (chequita) wrote in drugoe_kino,
Тэсс
chequita
drugoe_kino

Categories:

Дорогая Венди / Dear Wendy

Дания / Германия / Франция / Великобритания, 2004
Режиссер: Томас Винтерберг
Сценарий: Ларс фон Триер
В ролях: Джейми Белл, Билл Пуллман, Майкл Ангарано, Данзо Гордон, Новелла Нельсон

Приз ММКФ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» за лучшую режиссерскую работу



Это аттракцион такой – вы начинаете смотреть трогательное кино про Тимура и его команду, увлечённых безобидным и никому не нужным делом, а выходите из зала в таком состоянии, как будто вас одновременно ограбили, оглушили и вылили на голову ушат кипящих помоев.
И только на улице, переборов куриную слепоту и тремор, вы обнаруживаете, что одеты, как и до просмотра, в не очень чистое, но, слава богу, сухое, голова, в общем-то, не болит, кошелёк на месте и только жрать немного хочется – или пить, а имел место просто розыгрыш. Однако после того, как вы отдышались от впечатлений, у вас возникают лишние, бессмысленные в данном случае вопросы: а какой, собственно, во всём увиденном смысл? Или ещё более тривиальный и тоже бесполезный вопрос – о чём же этот фильм?

Да ни о чём. Но чтобы убедиться в этом, необходимо всё же припомнить его содержание.

Захолустный американский шахтёрский городок. Дик – подросток без криминальный наклонностей. Малая родина может предложить ему лишь самые тоскливые перспективы. Однажды волей обстоятельств к нему попадает пистолет, к которому он неожиданно начинает испытывать самые нежные чувства. Любовь не бескорыстна – пистолет, наречённый женским именем Венди, даёт Дику уверенность в себе. Благодаря пушке Дик перестаёт быть ничтожным типом, превращается в личность и обретает единомышленников. Все они его сверстники: малахольный малый из супермаркета, не очень симпатичная девчонка, безногий рыжий парень на костылях и ещё один чудной мальчик в треухе, как у почтальона Печкина. Вместе они организуют тайный клуб любителей оружия, в котором Дик играет первую скрипку. По ночам юные создания собираются в заброшенной шахте и любят оружие. У каждого есть собственный пистолет, наречённый каким-нибудь добрым именем.

Поскольку все ребята мирные люди, любят они свои пушки платонически: осваивают по учебникам основы баллистики, изучают судебно-медицинские трактаты про огнестрельные раны, штудируют американскую историю, стреляют по мишеням в импровизированном тире, наряжаются и фехтуют, дают романтические клятвы и обещания – дети, что с них взять.

Но вот появляется змей-искуситель – юный афроамериканец с уголовным прошлым предлагает бесполезным пацифистам сделать доброе дело – проводить его чокнутую бабушку в гости – она боится грабителей и поэтому очень нервничает.

С этого самого момента ребятам остаётся жить недолго. Во время путешествия через город мирная старушка стреляет в полицейского на площади, подростки спасают ее, оказав сопротивление полиции, и становятся врагами порядка. Взрослые дяди с оптикой наперевес методично, подробно расстреливают юных героев. Каждый из них покидает мир по правилам собственной романтической заморочки: Дик, например, написав предсмертное письмо возлюбленной пушке Венди, хочет, как верный рыцарь, пасть только от её пули – и волей режиссёра судьба преподносит ему этот подарок. Короче, все умерли.

Напрашивается парадоксальный вывод: хорошая пушка – незаряженная пушка, но тогда какой в ней толк? Никакого. А о чём это кино? См. выше. От фильма остается ощущение неправдоподобности – как героев, так и всего сюжета. Почему попытка наделить персонажей хоть какой-то осмысленностью и даже идейностью терпит фиаско?

Для всех подростков происходящее как будто игра, да и сами они какие-то игрушечные. Вот что странно и противоестественно: подростки гибнут на редкость легко и эффектно, их лица даже не искажает предсмертная судорога. Валятся один за другим без страха и сомнений, как мишени в тире. У юных пацифистов не возникает никакой нравственной дилеммы. Слово «пацифизм» всего лишь многократно проговаривается вслух, но из этого ничего не следует – сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Подростки ничего не делают для подтверждения своих заявленных убеждений, а ведь они должны бы стать поводом для внутреннего конфликта. Кстати, они первые открывают огонь по полицейским – вот вам и пацифизм с лёгкой руки. Да здравствует ода оружию и беспримерной храбрости! Уверена, если бы герои были бы обычными полукриминальными симпатягами без скучной романтической требухи и «идейности», зритель рыдал бы над избиением младенцев с тем же успехом.

Попытка придать осмысленность героям провалилась, – так как же относится ко всему, что происходит на экране в течение полутора часов? В этом месте принято начинать молиться на икону Ларса Фон Триера, который написал сценарий к фильму. Дескать, чувствуется «тяжёлая рука гения». Принято узреть окрестности Догвилля и со знанием дела помянуть лихом Бертольда Брехта, но эти экивоки только усугубляют содержательную беспомощность «Дорогой Венди». Ах, да, это, наверное, эксперимент такой – можно ли сварить суп из топора? Можно, конечно: мы имеем дело с попыткой сделать зажигательное кино на пустом месте и получаем что-то вроде цирка с аттракционом. «Дорогая Венди» – режиссёрское игровое трюкачество, не более того, но воздадим и ему по заслугам.

Мастерство Винтерберга не вызывает сомнений – все ружья стреляют, черти из коробочки выскакивают в нужных местах, пионеры-герои гибнут, зритель смотрит на экран, открыв рот и позабыв про поп-корн с пивом. Желание продемонстрировать профессиональное мастерство и режиссёрскую волю к судьбе персонажей по-человечески понятно, но ощущение избыточности навыков и возможностей утомляет. Кино, предназначенное для развлечения, не обязано быть ближе к небу или «истине». В этой связи смущает только одно: оказывается, чтобы получить приз на фестивале, от режиссёра, кроме владения технологией аттракциона и постановки трюков, больше ничего не требуется.

Однако у профессионалов свои странные счёты – «Дорогая Венди» получила приз ММКФ за лучшую режиссерскую работу. Странно невысокий уровень амбиций, но оставим Кесарю его фестивальный динарий – призы не оспариваются.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments