Mr Carbohydrate (ex_mr_carbo339) wrote in drugoe_kino,
Mr Carbohydrate
ex_mr_carbo339
drugoe_kino

Following



Был у меня как-то друг - одноклассник, и звали его Игорь. Был он личностью очень интеллигентной, но распиздяйской - запивал портвейном разговоры о высоких материях и с нездоровой фанатичностью молился на Курта Кобейна, когда все его ровесники уже давно слушали Radiohead. В последний год школы он - как впрочем и многие другие, только вот в меньшей степени - совсем увлёкся процессом самодеструкции, портвейн сменил на водку, а друзей - на случайных собутыльников. Уже потом, неизвестно как поднявшись с самого дна обратно на цивильный свет, он мне рассказывал, что коротал вечера на БЖ (такая пешеходная дорожка недалеко от центра Киева, около которой можно летом посидеть на травке и откуда открывается прекрасный вид на район Подол - называется так, потому что параллельно ей проходит улица Большая Житомирская), где знакомился с прочими, скажем так, представителями неформальных субкультур, и сразу тащил их к себе домой "соображать на троих" или больше. Там Игорь напивался с ними до состояния полных дров, после чего выпроваживал их за дверь, чтобы больше никогда их не встретить. Какой кайф он от этого всего получал, думаю, понять сможет только тот человек, которому довелось пережить нечто подобное.
Собственно герой фильма Following, думаю, мог бы найти общий язык с моим другом образца 96-го года. Ничего крепче пива он, правда, не пьёт, зато вот к людям ни с того, ни с сего цепляется. Ну скучно ему жить, видите ли, работы нет, писать бы охота, да вдохновение не спешит посещать, вообщем - делать нечего в прямом смысле. Вот и придумывает он себе развлечение - выходить на улицу и следить за кем попало. Без злого вообщем-то умысла - поймает кого-то взгядом в толпе и топает за ним, выяснить, куда он или она идёт, где живёт или работает. Провожает он, значит, этого кого-то до "пункта назначения" - и всё, до свидания, ищет нового и всё по кругу. И жить веселее вроде как-то - ну всё же лучше, чем сидеть в своей конуре и пялиться час за часом на чистый лист, заправленный в печатную машинку.
Но конечно целый фильм так он слоняться не будет (хотя человек менее амбициозный вполне мог бы снять полнометражку исключительно о таком времяубивании), ибо найдёт приключений на свою задницу, нарушив собой же придуманные правило такого дозора - "не следить за одним и тем же человеком дважды" - и вляпавшись в историю, которая разгонит его скуку раз и навсегда.

Following, снятый всего за шесть тысяч долларов в 1998 году, был дебютом Кристофера Нолана, в последствии подарившего миру Memento, Бессонницу и пятого Бэтмена. О его существовании я, честно сказать, узнал только недавно, когда кинопресса накануне релиза Batman Begins провела доскональную ревизию фильмографии Нолана и разумеется не могла не обойти стороной и самый первый его фильм. Умные писаки все в один голос твердили о том, что в Following - при всей его дешевизне и неизвестности актёров, в нём снявшихся - был убедительным началом творческого пути режиссёра-лондонца, работой стильной и захватывающей и - что самое главное - намекающей на уникальность и оригинальное видение, проявившееся в полном объёме уже на Memento двумя годами спустя. В русском прокате получивший название "Помни" этот фильм в своё время заставил отвиснуть не одну челюсть и многими - включая и автора этих строк - и по сей день считается одной из наиболее необычных картин последних лет, не в последнюю очередь благодаря нестандартности сюжетного повествования (которую, кстати сказать, уже благополучно успели позаимствовать выпущенные позже "21 грамм" и "Необратимость").
Наличие таких "намёков" и вызвало у меня огромный интерес - ведь если в Following окажется хотя бы десятая доли гениальности "Помни", это уже будем поводом провозгласить его must see. Оказалось же всё куда неожиданнее - этот фильм почти настолько же шедеврален, как и тот, что за ним последовал.

Прежде об общих знаменателях с Memento - их на самом деле достаточно много. Грубо говоря то, что в Following было подробным, но лишь эксизом, Нолан развил основательно в своём следующем фильме. Если провести музыкальную параллель, то эта картина была блестящим демо, талант автора в которой ещё сыроват, но уже очевиден, за которым последовала уже отполированная до блеска "студийная запись".
В Following также три основных персонажа, опять двое мужчин и одна женщина. Все они нарочито эмоционально отчуждённые, почти неспособные на сентименты и сопливую чувственность. Повествование опять не линейное и даже не обратное, как в "Помни", а тасованное, эпизоды из разных времён перемешиваются между собой поначалу конечно сбивая с толку, но складываясь в единый паззл ближе к второй части. Хотя фильм начинается именно с хронологического своего начала, после запутывая зрителя в лабиринте своего сюжета.
Главным отличием является тот факт, что отправная идея не является в конечном итоге ключевой в сценарии - если вокруг проблемы с памятью у Ленни был построен весь Memento, то здесь завязка (начало слежки за случайными людьми) достаточно быстро отодвигается на второй план и на её фундаменте строится уже совсем другое кино, более "приземлённое" по своей сути. Не раскрывая особо карт скажу лишь, что то, что начинается как фильм об отчаянном одиночестве становится вскоре остроумной одой что-хочу-то-и-деланью, а после делает разворот на 180 градусов превращаясь в афёрную головоломку. И всё это - всего за 71 минуту.
Такая насыщенность событиями и выдерживание картинки в строгом чёрно-белом пост-noir мастерски маскирует фактическое отсутствие бюджета как такового. Плюс Нолан хорош в деталях - то он демонстрирует, что человек, просто говорящий по телефону, может одним своим видом удерживать внимание (в "Помни" он уделит этому целые эпизоды), то изменит героя до неузнаваемости чтобы ещё больше озадачить временным разбросом (это также перекачует в Memento), то сыпанёт референциями, поместив в кадр диск с саундтреком к Trainspotting, фирменный оскал Николсона в "Сиянии" или же просто сделав реверанс ретро грамотным клише из картин 60-хх. Просто потому что может и потому, что это смотрится весьма органично в общем контексте.
Иначе говоря режиссёр ни на секунду ни даёт заскучать. И справляется, чёрт возьми. Ведь не "вываливаешься" ни на миг - где действо начинает тормозить, цепляют диалоги, когда казалось бы начинаешь терять нить, выбрасывается подсказка и снова интересно, когда начинаешь думать, что уже всё понятно, оказывается совсем наоборот и т.д., и т.п.
И хотя при подробном сравнении с "Помни" фильм этот всё же проигрывает - там всё же актёры виднее, сюрпризы значительнее, горизонт оригинальности пошире да и денег вообщем-то побольше для реализации оной - Following сам по себе является увлекательным образцом современного авторского кинематографа, способного поразить одними лишь идеей и изобретательностью самую широкую публику. Настоятельно рекомендуется всем, кто любит быть приятно удивлённым.

Да, ну и напоследок самый главный вывод! :)
ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ MEMENTO ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ФИЛЬМ. ВОСТОРГ ГАРАНТИРОВАН.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments