Кислород (vita_nesterova) wrote in drugoe_kino,
Кислород
vita_nesterova
drugoe_kino

Categories:

"Реконструкция" (и "Фотоувеличение")

Это только фильм... Конструкция... Но все равно, почему-то, становится больно

”Реконструкция” - это Eternal Sunshane of Spotless Mind по-европейски. Утонченное, с крупными планами, снятыми из-за плеча, с очень достоверной, совершенно несновидческой камерой, живым звуком завитринной повседневности, с очень в смысловом и интонационном плане точными вклейками (кадры с открытыми чемоданами, в которых разложена одежда - атрибутивный портрет роли, даже не героя; фокусник в метро), с потрясающим светом (совершенно естественным), цветом (вечер, метро, тихое кафе - серый, голубой, приглушенно-синий) и цветовыми акцентами, не стертыми в порошок традицией и интертекстами: черная - подводка для глаз, красная - помада у Эме, белые - волосы Эмэ, ее сапоги, постель...

Посмотрев этот фильм в первый раз, я думала, что если все это разложить по полочкам, провести нарративный, структурный, семиотический, психо- и черт знает какой еще анализ, то все встанет на свои места. И голова не будет кружиться. И ты не заподозришь в себе безумие, начав целоваться с незнакомцем прямо в электричке метро. Или нет, заподозришь, но это будет единственно правильное и верное безумие на свете. Несмотря на то, что от этого будет больно.
Потому что "если я - твой сон, то ты - мой".

И вот я посмотрела "Реконструкцию" во второй раз.

Любовь

Основной сюжет, который реконструируется и во множестве вариантов проигрывается в фильме - встреча двух людей, мужчины и женщины. Случайная встреча. Ни к чему не обязывающий разговор за чашкой кофе. Нет, не так. Разговор, не обязывающий, но вдруг, как откровение, являющий невозможность не принадлежать этому человеку, которого ты совсем не знаешь. Как рок - без смертей и заламывания рук, без крови,- но как неотвратимость и очевидность.
Героиню зовут Эмэ - "любимая". Подругу Алекса играет та же актриса, с несколько измененным макияжем и прической. В одном из кадров они стоят по разные стороны от угла какого-то здания, так, что герой видит обеих. Вместе с Алексом они графически образуют вершины треугольника: "Разве ты не знаешь? Мы всегда тебя любили".
Сюжет встречи с Алексом повторяется в разных вариациях с обеими героинями. И объяснения в любви к каждой - почти один и тот же текст. Отчаяние во взгляде героя, остающегося неузнанным (еще один мотив греческой трагедии) - одно и то же. Просто от одной - к другой. Или от другой - к одной. К Единственной. Складывается впечатление, что Эмэ – это вовсе не имя. Эмэ – это роль Возлюбленной. Которая красит губы красным и все время уходит.
Это всего лишь фильм. Конструкция. Но все равно, почему-то, становится больно.

Сновидение и потеря любви

Одна из интерпретаций сюжетной траектории фильма предлагается самими героями - сновидение. О нем говорится только в связи с параллельными повторяющимися сновидениями, которое, якобы, видят Алекс и Эмэ. Занятно, и, наверное, не зря Алекс- фотограф. Он фотографирует, то есть документирует сновидение. Однако, судьба этих снимков остается неизвестной зрителю. Мы сталкивается с "Blow Up" наоборот: если герой "Фотоувеличения", всматриваясь в фотографию – портрет реальности, - позволяя картине "постепенно самой проявлять себя", обнаруживает в ней следы гиперреальности, то герой "Реконструкции" фотографирует гиперреальность, то есть то, что можно увидеть лишь на символической дистанции, лишь отдаляясь – на расстояние сна или художественной условности. Именно символическая дистанция отделяет одну героиню от другой, один рисунок атрибутов от другого.
Неузнанность героя, нелепого в своих притязаниях на собственную жизнь - но жизнь, принадлежавшую ему в другом сюжете, - это неузнанность сновидца. Страшный сон о том, что тебя нет. Сон о собственном небытии. Сюжет неузнанности героя реализуется несколько раз, и в каждом случае Алекс, как главное доказательство своего бытия (человека, которого никто не знает, просто нет), как заклинание произносит: "Я люблю тебя, а ты любишь меня!". Произносит это и в адрес девушки, от которой уходит. Потому что дистанция сна и неузнавания рождает отчаянную любовь. И потому, что любовь становится последним аргументом в пользу бытия.

Гомодиегетическое повествование

Вот эти слова означают, что ведущий повествование одновременно является героем этого повествования.
Кто говорит?
Муж Эмэ. Если Алекс - фиксирует визуальные образы, то муж Эмэ - креатор текста. Креатор.
Это он сочиняет сновидения и отдельные фрагменты жизни всех четырех персонажей, а точнее, пяти, иначе симметрия бы не выстроилась: кроме писателя есть еще один пожилой мужчина - отец подруги Алекса. В сущности, треугольника с двумя женщинами и не существует. Существует треугольник с двумя мужчинами, старшему из которых принадлежит право творить сюжет. Хотя этот сюжет с навязчивостью ревнивых фантазий повторяется вновь и вновь, не позволяя героям вырваться за грань одной и той же событийной конструкции.
И обманутый муж выходит из номера. И вновь переписывает сюжет. Эме ( "Без которой ничего бы не было...") читает его книгу, и рвет страницы, расшвыривает по ветру. Но ничего сделать уже не может. И, вылетая в Рим, не узнает Алекса. Креатор погружает и самого себя, и своих персонажей, и зрителя в поле условности. Но кое-что он не может сотворить. Если границы сюжета в этом фильме (сюжета встречи и потери) – художественная условность, то эта условность обретает черты гиперреальности. Для Антониони и его «Фотоувеличения» актуально восприятие действительности под влиянием сюрреализма, восприятие, основанное на представлении о двоемирии с проницаемыми границами (в случае с “Blow Up” эти границы определяются количественно, единицами приближения). Боэ не мистифицирует предмет своего повествования, но дает проявиться его непоследовательности и алогичности в манере повествования. Выясняется, что мир реальность такая, и такая, и еще вот такая, но закон действет с неотвратимой силой во всех этих размноженных мирах. И, несмотря на условность, проговоренную постмодерную условность, никому - ни героям, включая повествователя, ни зрителям… - не перестает быть немножко больно.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments