?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Реконструкция" (и "Фотоувеличение")
vita_nesterova wrote in drugoe_kino
Это только фильм... Конструкция... Но все равно, почему-то, становится больно

”Реконструкция” - это Eternal Sunshane of Spotless Mind по-европейски. Утонченное, с крупными планами, снятыми из-за плеча, с очень достоверной, совершенно несновидческой камерой, живым звуком завитринной повседневности, с очень в смысловом и интонационном плане точными вклейками (кадры с открытыми чемоданами, в которых разложена одежда - атрибутивный портрет роли, даже не героя; фокусник в метро), с потрясающим светом (совершенно естественным), цветом (вечер, метро, тихое кафе - серый, голубой, приглушенно-синий) и цветовыми акцентами, не стертыми в порошок традицией и интертекстами: черная - подводка для глаз, красная - помада у Эме, белые - волосы Эмэ, ее сапоги, постель...

Посмотрев этот фильм в первый раз, я думала, что если все это разложить по полочкам, провести нарративный, структурный, семиотический, психо- и черт знает какой еще анализ, то все встанет на свои места. И голова не будет кружиться. И ты не заподозришь в себе безумие, начав целоваться с незнакомцем прямо в электричке метро. Или нет, заподозришь, но это будет единственно правильное и верное безумие на свете. Несмотря на то, что от этого будет больно.
Потому что "если я - твой сон, то ты - мой".

И вот я посмотрела "Реконструкцию" во второй раз.

Любовь

Основной сюжет, который реконструируется и во множестве вариантов проигрывается в фильме - встреча двух людей, мужчины и женщины. Случайная встреча. Ни к чему не обязывающий разговор за чашкой кофе. Нет, не так. Разговор, не обязывающий, но вдруг, как откровение, являющий невозможность не принадлежать этому человеку, которого ты совсем не знаешь. Как рок - без смертей и заламывания рук, без крови,- но как неотвратимость и очевидность.
Героиню зовут Эмэ - "любимая". Подругу Алекса играет та же актриса, с несколько измененным макияжем и прической. В одном из кадров они стоят по разные стороны от угла какого-то здания, так, что герой видит обеих. Вместе с Алексом они графически образуют вершины треугольника: "Разве ты не знаешь? Мы всегда тебя любили".
Сюжет встречи с Алексом повторяется в разных вариациях с обеими героинями. И объяснения в любви к каждой - почти один и тот же текст. Отчаяние во взгляде героя, остающегося неузнанным (еще один мотив греческой трагедии) - одно и то же. Просто от одной - к другой. Или от другой - к одной. К Единственной. Складывается впечатление, что Эмэ – это вовсе не имя. Эмэ – это роль Возлюбленной. Которая красит губы красным и все время уходит.
Это всего лишь фильм. Конструкция. Но все равно, почему-то, становится больно.

Сновидение и потеря любви

Одна из интерпретаций сюжетной траектории фильма предлагается самими героями - сновидение. О нем говорится только в связи с параллельными повторяющимися сновидениями, которое, якобы, видят Алекс и Эмэ. Занятно, и, наверное, не зря Алекс- фотограф. Он фотографирует, то есть документирует сновидение. Однако, судьба этих снимков остается неизвестной зрителю. Мы сталкивается с "Blow Up" наоборот: если герой "Фотоувеличения", всматриваясь в фотографию – портрет реальности, - позволяя картине "постепенно самой проявлять себя", обнаруживает в ней следы гиперреальности, то герой "Реконструкции" фотографирует гиперреальность, то есть то, что можно увидеть лишь на символической дистанции, лишь отдаляясь – на расстояние сна или художественной условности. Именно символическая дистанция отделяет одну героиню от другой, один рисунок атрибутов от другого.
Неузнанность героя, нелепого в своих притязаниях на собственную жизнь - но жизнь, принадлежавшую ему в другом сюжете, - это неузнанность сновидца. Страшный сон о том, что тебя нет. Сон о собственном небытии. Сюжет неузнанности героя реализуется несколько раз, и в каждом случае Алекс, как главное доказательство своего бытия (человека, которого никто не знает, просто нет), как заклинание произносит: "Я люблю тебя, а ты любишь меня!". Произносит это и в адрес девушки, от которой уходит. Потому что дистанция сна и неузнавания рождает отчаянную любовь. И потому, что любовь становится последним аргументом в пользу бытия.

Гомодиегетическое повествование

Вот эти слова означают, что ведущий повествование одновременно является героем этого повествования.
Кто говорит?
Муж Эмэ. Если Алекс - фиксирует визуальные образы, то муж Эмэ - креатор текста. Креатор.
Это он сочиняет сновидения и отдельные фрагменты жизни всех четырех персонажей, а точнее, пяти, иначе симметрия бы не выстроилась: кроме писателя есть еще один пожилой мужчина - отец подруги Алекса. В сущности, треугольника с двумя женщинами и не существует. Существует треугольник с двумя мужчинами, старшему из которых принадлежит право творить сюжет. Хотя этот сюжет с навязчивостью ревнивых фантазий повторяется вновь и вновь, не позволяя героям вырваться за грань одной и той же событийной конструкции.
И обманутый муж выходит из номера. И вновь переписывает сюжет. Эме ( "Без которой ничего бы не было...") читает его книгу, и рвет страницы, расшвыривает по ветру. Но ничего сделать уже не может. И, вылетая в Рим, не узнает Алекса. Креатор погружает и самого себя, и своих персонажей, и зрителя в поле условности. Но кое-что он не может сотворить. Если границы сюжета в этом фильме (сюжета встречи и потери) – художественная условность, то эта условность обретает черты гиперреальности. Для Антониони и его «Фотоувеличения» актуально восприятие действительности под влиянием сюрреализма, восприятие, основанное на представлении о двоемирии с проницаемыми границами (в случае с “Blow Up” эти границы определяются количественно, единицами приближения). Боэ не мистифицирует предмет своего повествования, но дает проявиться его непоследовательности и алогичности в манере повествования. Выясняется, что мир реальность такая, и такая, и еще вот такая, но закон действет с неотвратимой силой во всех этих размноженных мирах. И, несмотря на условность, проговоренную постмодерную условность, никому - ни героям, включая повествователя, ни зрителям… - не перестает быть немножко больно.

promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
А Вы целовались с незнакомцем в метро?

не читал всего написанного ранее. Просто хороший фильм и все, не стоит читать, надо смотреть (и желательно видеть)

:) С таким подходом соббщество должно превратиться в список фильмов!
Как в том старом анекдоте про анекдоты, помните? Когда все анекдоты уже знают и только называют их номера, вместо того, чтобы рассказывать:
-3! - улыбки
-6! - улыбки
-39.. - все улыбаются а один хохочет как ненормальный. Все на него смотрят недоумённо, а он сквозь хохот выдавливает - просто я его раньше не слышал!

при первом просмотре мне показалось - видимо мозг попытался вписать сюжетные линии в прагматику - что все, что происходить есть продукт вариативности при написании писателем книги. литагент - реальна, а все остальные - игра воображения

еще хочется сказать о потрясающих диалогах

насчет диалогов полностью согласна.
Особенно мне понравились смысловые нюансы в многократном проигрывании одной и той же ситуации

eternal sunshine снял гондри же, а он никак не американский режиссер, слдовательно это не американский фильм
но это не суть важно
вы так подробно пишите)

Ну вот чувствовала я!

Отличный фильм!! Да.
Спасиб за подробную рецензию. )

  • 1