?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Прощай моя наложница (Farewell my concubine, 1993) и Синий воздушный змей (The Blue Kite, 1994)
pratoss wrote in drugoe_kino

Рецензия на два фильма. Сравнение.
Хочу представить вам два фильма преследующих один и те же исторические события коммунистического Китая, но со своей сюжетной линией. Эта рецензия будет в какой-то степени сравнительной, что само по себе должно быть хорошо. (Я вообще обожаю сравнивать).

Итак...

Прощай Моя Наложница / Farewell My Concubine (1993)

Режиссер: Чен Каиге (Чен Кайдже)
В ролях: Лесли Чонг, Чжан Фенги, Гонг Ли
Сценарий: Лилиан Ли, Лю Вей (по роману Лилиан Ли)

Синий Воздушный Змей / The Blue Kite (1994)

Режиссер: Жуаньжуань Тян
В ролях: Лу Липин, Пу Цуаньсинь, Джань Веньйяо
Сценарий: Сяо Мао

Оба фильма исторические. Они исторические в том смысле что оба преследуют раскрыть и показать современную историю Китая. Фильм "Прощай моя наложница" растягивается примерно лет эдак на пятьдесяти и начинается с дореволюционного и довоенного Китая при правлении последнего императора. А "Синий воздушный змей" начинает свой рассказ с рождения мальчика, который родился почти одновременно с днем рождения коммунистического Китая. В первом фильме вам дают возможность наблюдать глазами артистов свержение Императора, оккупацию Японией Китая, революцию Мао Цзедуня, культурную революцию и другие эпохальные события КНР. А вот "Синий воздушный змей" охватывает практически те же события, но глазами того мальчика. Он смотрит на эти события и на то как они влияют на его семью.

Немножко, о каждом по очереди.

"Прощай моя наложница" фильм очень сложный и насыщен не только яркими историческими событиями, но и душевной драмой, которую испывает каждый персонаж этого фильма. А главных героя здесь три. Именно они суть всего повествования.


Артист - это не только удовольствие от работы, артист - это еще и тяжелый труд. И в Китае конца 19 века работа артиста воспринимается с удивительным усердием. Актеров приучают к искусству и труду с раннего детсва. Если актер хочет передать внешнюю эмоциональность, боль, счастье, радость, то он вполне должен знать, что такое физическая боль. И актеров воспитывают очень жестко, словно они готовятся к бою.

Так маленького мальчика отдает в школу артистов его мать (шлюха в народе). Мальчик к тому же неполноценен - у него два мизинца на правой руке. Артистом ему не быть, и тем не менее матери удается уговорить руководителя труппы взять его себе. Первое что он делает, так это топором отрубает мальчику лишний палец и начинает его подготовку.

Мальчик растет и становится крайне симпатичным и на одном из его первых выступлений его замечает влиятельный старик. Как только выступление заканчивается, старик что-то шепчет на ухо "хозяину" молодого актера. Его утаскивают в комнату к старику, где он его насилует. Парень, волей неволей становится голубым и его дальнейшая судьба уже предопределена.

В этой же школе "искалеченный" мальчик знакомится с другим, более взрослым парнем, который авторитетен, мужественен, приятен, и к тому же талантлив. Однажды, когда руководитель в очередной раз избивает его палкой, тот заступается за мальчика, и в ответ руководитель наказывает его. Внезапно между двумя парнями вырастает дружба.

Уже повзрослев, оба парня становятся самыми известными артистами дореволюционного Китая. Они играют вместе, и всегда везде вместе. Играют они одну и ту же пьесу - "Прощай моя наложница".

Они всегда играют эту пьесу, чтобы не произошло бы на их родине и всегда пользуются уважением и любовью своих зрителей и фанатов. И с этой пьесой по жизни им приходится пройти через многие испытания, так как не всегда артист силен и очень часто приходится прогинаться под этот мир.

Испытания же им предстоят нелегкие. Маленький мальчик с отрубленным пальцем испытывает очень искренние чувства к своему мужественному и сильному напарнику. Для него нет проблем, кроме объекта его обожания. На мир он смотрит сквозь призму их взаимоотношений: "Что же для меня важнее он или искусство или номенклатура или идеология или Его женщины или Его жена? Кто я тогда?" Для второго же молодого человека вопрос стоит по другому: "Кто я такой? Артист? Могу ли я приспосабливаться, нужно ли приспосабливаться? Что для меня важнее искусство или все остальное, что вертится вокруг него?". И тогда воссоздается уникальная драма человека: Все ради искусства? Или все ради человека?

Но наверное одними из труднейших барьеров которые перед ними выставит правление Мао - это Великая Культурная Революция. Именно тогда им задают простой вопрос: А что же такое "Прощай моя наложница"? Что это за искусство такое анти-коммунистическое? И больнее всего им потому что эти вопросы и доспросы и сомнения исходят от тех мальчишек и девчушек, что еще вчера были их учениками. А сегодня они их называют ничем и их искусство оказывается анти-народным.

"Синий воздушный змей" на фоне "Наложницы" смотрится проще, но это не умаляет его достоинств. Кроме того фильм сразу после выхода, а может и до этого, был запрещен для показа в Китае.



Растет мальчик в семье. Живет с матерью и бабушкой. Он один. У него по сути нет никого кроме бабушки и матери. Он один и он очень молчалив. Однако мальчик все видит.

На заре коммунистическая партия и нововведения в жизнь обыкновенных китайцев. Под лозунгом все для народа проходят революции и "раскулачивание". Все враги народа уничтожаются и сажаются в тюрьмы. А врагов народа не счесть, их множество. Даже когда бабушка на пару изготавливает "манты", муку на которые она берегла и копила в течение нескольких месяцев - это идет против народа. Потому что "манты" приготовлены из теста, теста делается из муки, мука соответственно продукт пшеницы. А вот это уже народное достояние, и никто не может есть их. Демонстративно представитель власти забирает их у бабушки из под носа, несмотря на ее причитания и заверения, что она никогда не крала народной муки.

- Ты извини, что я забрала твою еду, - жалостно говорит представитель партии. - Но я должна была сделать это, чтобы другие поняли, что так поступать нельзя.

Через несколько лет пройдет культурная революция и ее саму, новая, взращенная ею же молодежь забьет и оклеймит врагом народа. Потому что она пользовалась авторитетом партии и на самом деле лишь использовала свое положение, чтобы отобрать у других, то что они зарабатывали долгими годами и честным трудом.

Будет Великий Скачок Вперед, но от этого никому лучше не будет. Будут и другие потрясения, и не все сможет понять мальчик, который понимает людские отношения, но не может понять всех людей одержимых непонятной идеей. Похоже что они предназначаются для людей, их блага, и даже для блага государства, но почему же людям все время плохо?

Однако фильм может быть ближе тем, кто родился относительно недавно. Потому что фильм покрывает события еще более поздние в КНР и таким людям кажутся ближе те микрорайоны, которые строятся у нас в начале восьмидесятых годов, и как люди живут в скромных квартирках. Как живут люди номенклатуры, как живут самые маленькие люди-винтики в большой системе, пожирающей людей во имя общего блага.

Посмотрев фильм "Синий воздушный змей" вас может придавить ностальгия и поневоле стане тоскливо и грустно, потому что вы увидете те квартиры, ту посуду, ту одежду, те дома, тех людей, которые очень похожи на советских людей недавнего прошлого.

Похоже что мы также одевались, мы ели то же самое, мы берегли еду, мы мыли посуду теми же средствами, мы ДУМАЛИ ТАКЖЕ.

Но не все так плохо, как вы думаете. Возможно все еще будет хорошо, ведь будущее оно всегда оставляет надежды на лучшее. И лучшее придет.

Оба фильма очень советую посмотреть. Оба фильма имеют претензию на переосмысление событий прошлого и стараются своим мастерством открыть зрителю глаза на то, что было "неправильно". Но лучшее в обоих фильмах это человеческие взаимоотношения просматриваемые со всех углов. Мне лично больше нравится фильм "Прощай моя наложница".

Есть еще одна картина, которую мне также хочется рассмотреть. Она называется "Последний Император" Бернардо Бертолуччи. Этот шедевр заслуживает отдельного внимания.


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
*воздушный змей - kite
вы уверены в kyte?

Re: оффтопом

хм, действительно. исправил.

шестой палец мать сама ему отрубила, а вовсе не учитель. и не "пьеса" - а Пекинская опера. и вообще - у героев есть имена. если беретесь писать "рецензию" для людей - относитесь к этому серьезнее. а то выглядит беспомощно.

п╬я┌я│я┌п╟п╫я▄я┌п╣. я█я┌п╬ п╡я│п╣ п╢п╣я┌п╟п╩п╦.

это все детали. отстаньте.

  • 1