?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Бег зайца по полям, 1972
fire
loshadkin wrote in drugoe_kino
Рене Клеман один из самых захватывающих франц. режиссеров. Пусть снимает он хрен знает про что, зато смотреть всегда оч. интересно. Его излюбленная тема - бегство героя от судьбы в лице всегда бандитов, что-то близкое "Убийцам" одного известного американского писателя. Правда, у старины Хэма боксер уже набегался и просто лежит, ждет когда его кокнут, а у Клемана чувак носится до самого конца.

Клеман работает на эстетствующего (в хорошем смысле), искушеного зрителя, требования у него к снимаемому самые высокие. Зритель не должен скучать. И прикидка идет на нормального зрителя вроде нас с вами, а не на дебила с коробкой попкорна. Как в классической музыке, в его фильмах много изящных переходов - один темп сменяет другой, катарсическому крещендо предшествует протяженная медленная часть, полная, впрочем, психологического напряжения. Скажем так, самое ценное в Клемане - бурный темперамент при общей развитости и умелости. Без темперамента не снять захватывающий фильм. А без умения и развитости получится в лучшем случае говно-треш, который выпустит потом для эстетствующих копрофагов серия "Другое кино" ну или совсем в лучшем случае - мочилово от Сэма Пэкинпы, удручающее своей тупостью при наличии все же некоего, не самого примитивного стиля.

Развитость Клемана выражается, к примеру, в гармонии с природой - Трентеньян носится действительно и по полям тоже, в кадре прилично зелено-красно-оранжевых листьев, перекипающей под ветром речной воды, солнца, панорамных пейзажей - все это изящно вплетается в динамичный сюжет. Выверенная, частая и резкая смена планов, черно-белая нарезка флешбеков 25-м кадром, стремительная и нежная музыка - пожалуй, весь передовой артхаусный арсенал можно тут найти.

Но, но, но.. Главный недостаток фильма - отсутствие скрепляющей базовой идеи. Как я уже сказал, фильм в итоге хрен знает про что. Это и значит, что основной идейки-то и нет. А нужно всего ничего - умеренную порцию антивоенного пафоса, тонким слоем по всему фильму, или что-нибудь такое христианское, ну или умеренно-философское, как всегда снимал наш драгоценный Хуциев. Ничего особенного, простенькую какую-нибудь, но правильную и адекватную идейку, на которую потом и положить весь фильм с его художественными достопримечательностями. Дело даже не в необходимости такой идеи как таковой, а в том, что без нее не задать правильного направления всему фильму. Без базовой идейки образуется пустота, которая заполняется галиматьей, разрушающей к черту весь фильм.

Фильм бандитский, значит опять у нас пистолеты и преступники. Восклицательным знаком вылезает естественный вопрос - ну что вам сделали такого люди, что вы, живя в хороших условиях, имея кушанье и питье и канадскую виллу какую-никакую, позволяете себе направо и налево их мочить? Сколько-нибудь адекватного ответа на этот вопрос в фильме нет. Потому что его сценарист - побратим Донцовой и Марининой, французский новеллист-детективщик Себастьян Жапризо. От российских подруг по цеху он выгодно отличается своей изощренностью в деталях, придающей блеск всему повествованию - эта изощренность перекочевала и в фильм. Уровень психологической проработки достаточно высок. Например, Трентеньян, совокупившись с женой главбосса, обнаруживат ей, что рана у него не от пистолета, а от ножа. Это сильно компрометирует его, посколько он-то сказал, что в него якобы стреляли копы. Тогда он сам, при отсутствии какой-либо угрозы, признается главбоссу про рану, потому что не доверяет новоприобретенной любовнице и не собирается давать ей лишний козырь, если вдруг что. Достаточно психологично, согласитесь? Вообще, Трентеньян замечательный актер, он хорошо и умно играет прикрытую нервность, в которой его герой все время пребывает. Главбосс человек крутой, он всячески испытывает Трентеньяна, тот все время ходит как по лезвию бритвы. Трентеньян загнан в угол, потому что его преследуют цыгане, он вынужден жить на вилле главбосса и втираться ему в доверие. В конце концов они становятся друзьями. И я опять спрашиваю - куда делся тот умный Трентеньян, когда старый хрен втирает ему про свою мечту? Оказывается, босс потому тащит всех на ограбление века, что ему грезится ипподром в Париже и куча любовниц. Жанровые особенности - героям, даже умным, ничего не стоит втянуться черти в какую аферу, рисковать задницей, когда очевиден явный провал. Жапризо обрамляет это противоречие красивыми аналогиями - оказывается, главные герои потому такие дураки, идут на явную погибель, не жалея ни себя, ни никого вокруг - потому что они как дети ( и нам показывают детей, играющих в войнушку).

Спрашивается, можно ли к такому фильму относится серьезно?

Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…