Егориус (loshadkin) wrote in drugoe_kino,
Егориус
loshadkin
drugoe_kino

Category:
  • Music:

Бег зайца по полям, 1972

Рене Клеман один из самых захватывающих франц. режиссеров. Пусть снимает он хрен знает про что, зато смотреть всегда оч. интересно. Его излюбленная тема - бегство героя от судьбы в лице всегда бандитов, что-то близкое "Убийцам" одного известного американского писателя. Правда, у старины Хэма боксер уже набегался и просто лежит, ждет когда его кокнут, а у Клемана чувак носится до самого конца.

Клеман работает на эстетствующего (в хорошем смысле), искушеного зрителя, требования у него к снимаемому самые высокие. Зритель не должен скучать. И прикидка идет на нормального зрителя вроде нас с вами, а не на дебила с коробкой попкорна. Как в классической музыке, в его фильмах много изящных переходов - один темп сменяет другой, катарсическому крещендо предшествует протяженная медленная часть, полная, впрочем, психологического напряжения. Скажем так, самое ценное в Клемане - бурный темперамент при общей развитости и умелости. Без темперамента не снять захватывающий фильм. А без умения и развитости получится в лучшем случае говно-треш, который выпустит потом для эстетствующих копрофагов серия "Другое кино" ну или совсем в лучшем случае - мочилово от Сэма Пэкинпы, удручающее своей тупостью при наличии все же некоего, не самого примитивного стиля.

Развитость Клемана выражается, к примеру, в гармонии с природой - Трентеньян носится действительно и по полям тоже, в кадре прилично зелено-красно-оранжевых листьев, перекипающей под ветром речной воды, солнца, панорамных пейзажей - все это изящно вплетается в динамичный сюжет. Выверенная, частая и резкая смена планов, черно-белая нарезка флешбеков 25-м кадром, стремительная и нежная музыка - пожалуй, весь передовой артхаусный арсенал можно тут найти.

Но, но, но.. Главный недостаток фильма - отсутствие скрепляющей базовой идеи. Как я уже сказал, фильм в итоге хрен знает про что. Это и значит, что основной идейки-то и нет. А нужно всего ничего - умеренную порцию антивоенного пафоса, тонким слоем по всему фильму, или что-нибудь такое христианское, ну или умеренно-философское, как всегда снимал наш драгоценный Хуциев. Ничего особенного, простенькую какую-нибудь, но правильную и адекватную идейку, на которую потом и положить весь фильм с его художественными достопримечательностями. Дело даже не в необходимости такой идеи как таковой, а в том, что без нее не задать правильного направления всему фильму. Без базовой идейки образуется пустота, которая заполняется галиматьей, разрушающей к черту весь фильм.

Фильм бандитский, значит опять у нас пистолеты и преступники. Восклицательным знаком вылезает естественный вопрос - ну что вам сделали такого люди, что вы, живя в хороших условиях, имея кушанье и питье и канадскую виллу какую-никакую, позволяете себе направо и налево их мочить? Сколько-нибудь адекватного ответа на этот вопрос в фильме нет. Потому что его сценарист - побратим Донцовой и Марининой, французский новеллист-детективщик Себастьян Жапризо. От российских подруг по цеху он выгодно отличается своей изощренностью в деталях, придающей блеск всему повествованию - эта изощренность перекочевала и в фильм. Уровень психологической проработки достаточно высок. Например, Трентеньян, совокупившись с женой главбосса, обнаруживат ей, что рана у него не от пистолета, а от ножа. Это сильно компрометирует его, посколько он-то сказал, что в него якобы стреляли копы. Тогда он сам, при отсутствии какой-либо угрозы, признается главбоссу про рану, потому что не доверяет новоприобретенной любовнице и не собирается давать ей лишний козырь, если вдруг что. Достаточно психологично, согласитесь? Вообще, Трентеньян замечательный актер, он хорошо и умно играет прикрытую нервность, в которой его герой все время пребывает. Главбосс человек крутой, он всячески испытывает Трентеньяна, тот все время ходит как по лезвию бритвы. Трентеньян загнан в угол, потому что его преследуют цыгане, он вынужден жить на вилле главбосса и втираться ему в доверие. В конце концов они становятся друзьями. И я опять спрашиваю - куда делся тот умный Трентеньян, когда старый хрен втирает ему про свою мечту? Оказывается, босс потому тащит всех на ограбление века, что ему грезится ипподром в Париже и куча любовниц. Жанровые особенности - героям, даже умным, ничего не стоит втянуться черти в какую аферу, рисковать задницей, когда очевиден явный провал. Жапризо обрамляет это противоречие красивыми аналогиями - оказывается, главные герои потому такие дураки, идут на явную погибель, не жалея ни себя, ни никого вокруг - потому что они как дети ( и нам показывают детей, играющих в войнушку).

Спрашивается, можно ли к такому фильму относится серьезно?
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments