Екатерина Васильева-Островская (vasilek) wrote in drugoe_kino,
Екатерина Васильева-Островская
vasilek
drugoe_kino

Categories:

"La mala educación" - Педагогическая поэма Альмодовара

Вслед за shaherezada - моя версия "Дурного воспитания". Хочу только сказать, что мы договорились не читать рецензий друг друга, пока не напишем свою. :)

Первый фильм Альмодовара - это почти как первая книга Сорокина: понимаешь, что приобщился к верхушке айсберга, реальные размеры которого пока не можешь оценить. Чувствуется, что многие темы и мотивы тянутся из предыдущих фильмов, и, тем не менее, мне ничего не остаётся, как рассматривать "Дурное воспитание" в отрыве от других его работ, которых пока просто не знаю. С риском, что потом все впечатления придётся пересматривать и ревидировать. :)

Первое, что фиксируешь для себя после просмотра - фрагментарная, распадающаяся на отдельные составляющие структура фильма, что ощущается не только на уровне композиции, но и в идеологическом построении. Дело в том, что Альмодовар не просто отказывается от "поучительной" морали, а вообще лишает зрителя какой бы то ни было инстанции (и в кадре, и за кадром), с которой можно было бы сверить моральную состоятельность героев. Этические принципы, которые мы принесли с собой из дома в кинозал, не считаются, потому что быстро оказываются под вопросом перед таким количеством экзотических и нетрадиционных форм существования, которые режиссёр доводит до нашего сведения, делая при этом вид, что это и есть "нормальная жизнь" (по крайней мере, ничего более "нормального" нам в фильме не предлагается:)). И дело даже не в том, что в "Дурном воспитании" мужчины преимущественно любят других мужчин и не упускают случая пощеголять в женских платьях, а в совершенной невозможности более-менее стабильно закрепить за кем-то из героев свои (зрительские) симпатии и, соответственно, антипатии: жертва с молниеносной скоростью превращается в злодея и наоборот. Невинный мальчик, соблазнённый собственный учителем и духовным наставником, оборачивается скрупулёзным вымогателем, готовым фактически предоставить своему "обидчику" за деньги собственного младшего брата. Талантливый, может быть, немного эксцентричный режиссёр (alter ego Альмодовара?), не видит другого пути для исполнителя главной роли в новом фильме, кроме как через свою постель. Чувствительный молодой человек, пытающийся разобраться в жизненной истории своего погибшего брата, оказывается прямым соучастником его убийства. И наконец, злодей-учитель, использующий учеников для сексуальных утех, предстаёт перед нами, как трагический любовник, готовый ради страсти пустить под откос всю свою устоявшуюся жизнь...

Чёткая граница между добром и злом утеряна. Как говорит один из героев по ходу фильма: "Если нет Бога, то нет и Преисподней. А если нет Преисподней, то я способен на всё". В принципе, это почти раскольниковское: "Если Бога нет, то всё позволено". Но у Раскольникова, по крайней мере, была Сонечка Мармеладова, которая могла указать ему альтернативный путь. В "Дурном воспитании" такой Сонечки нет, как, кстати, и вообще практически нет женщин. Я бы даже сказала, что на визуальном уровне это фильм о мужском теле. Причём о "нестандартном" мужском теле, то есть о таком, которое скрывает от нас Голливуд. Альмодовар не показывает нам идеально сложенных (а вернее, идеально снятых) красавцев с "породистыми" чертами лица. Его мужчины не лучше и не хуже голливудских - они просто "другие". По сути он разоблачает общепринятые критерии мужской красоты как голливудский миф и предлагает нам свои собственные стандарты. Правда, это не значит, что мужчины у Альмодовара "такие, как в жизни". Напротив, они даже более, чем где бы то ни было, представляют собой фикциональный, эстетский конструкт, но режиссёр не скрывает этого, а напротив - всячески выставляет напоказ. Красивый мужчина по Альмодовару - это тот, который каждый раз создаёт себя заново (пусть даже благодаря женским платьям и косметике) и который ускользает от любых однозначных определений (пусть даже в ущерб стабильности своего "я").

Теперь немного о главной теме фильма - любви и соблазне. Если и есть в фрагментарной структуре "Дурного воспитания" некий центр, к которому тянутся все повествовательные линии - это фигура мальчика Игнасио, который предстаёт объектом желания почти для всех героев картины. Нереальность и даже некую фантастичность этому объекту придаёт тот факт, что на момент основного действия фильма он, во-первых, давно вырос, а во-вторых - уже умер. Таким образом его образ доходит до зрителя только в ретроспективах и только через призму романтизированного воображения боготворящих его поклонников. Интересно, что между юным и взрослым Игнасио (его мы тоже видим в фильме) лежит пропасть, которая не укрывается от внимательного взгляда влюблённого в него падре Маноло. Во взрослом трансвестите со сформированной гормонами грудью, каким его находит падре годы спустя, нет главного элемента соблазнения - невинности. Таким образом бывший возлюбленный оказывается невостребованным. Настоящая страсть возможна только к невинному существу (или к такому, в чью невинность можно поверить). Любовь - это поиск утраченного Рая, поэтому педофилия предстаёт в фильме радикальной метафорой для любви как таковой и оказывается не такой уж противоестественной среди служителей церкви.

И в заключение хочется вернуться к названию, смысл которого после просмотра фильма не так уж очевиден. Кто здесь воспитывает кого? Роль падре Маноло как воспитателя настолько слабо выражена, что опровергать её кажется почти излишним. К тому же, жизненный путь, выбранный его воспитанниками, только с большой натяжкой можно считать результатом "воспитательных промахов" в монастырской школе. Да и была ли у этого пути какая-либо альтернатива даже с хорошими педагогами? Мне кажется, что упрёк в "дурном воспитании" Альмодовар в конечном итоге адресует прежде всего самой публике, которая во время сеанса оказывается лицом к лицу именно с теми формами поведения и существования, которые в реальной жизни предпочитает выносить за скобки -именно в силу своего (дурного?) воспитания.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments