Щас рванет! (zu_yazan) wrote in drugoe_kino,
Щас рванет!
zu_yazan
drugoe_kino

Идолопоклонничество перед Западом.

Речь о "Трио из Белльвилля"(2003) Сильвена Шоме. В прошлом году, когда фильм вышел, российская публика просто с ума посходила, расхваливая его на все лады. Можно подумать никакой другой мультипликации до этого и не существовало. Возможно для юных неокрепших умов, выросших на плоских американских мультсериалах, массово снимаемых по заказу крупнейших телеканалов, так и есть, но давайте взглянем на картину под другим углом, под углом воспитанников большой культуры советской мультипликации.




В маленьком городке на краю цивилизации, то бишь Франции живет бабушка с шестилетним внуком. Вокруг тишь да гладь да божья благодать, живи и радуйся, но внучек грустит. Он остался один, без родителей. Рядом есть бабушка, которая, конечно, обожает внука, но заменить маму с папой не может. По вечерам они смотрят старенький черно-белый телевизор со сценами красивой столичной жизни - варьете, песни и танцы, дорогие сигары. Ничто не может порадовать малыша. Бабуля даже приносит ему щенка, но и тот оказался игрушкой на несколько дней, пока игрушечная железная дорога не прищемила песику хвост. Однажды бабушка нашла под кроватью внука дневник, в который он вклеивал фотографии велосипедов, самых разных. Так вот чего ему так не хватает! И на следующий день в доме появляется трехколесный велосипед. Мальчик счастлив и крутит педали целыми днями. Несколько лет промелькнули в одно мгновение, он вырос вместе с велосипедом, игрушечная железная дорога превратилась в настоящую и нависла прямо над бабушкиным домом. Пес превратился в тяжеловесного бульдога и встречает лаем каждый проносящийся мимо скорый. Бабушка тренирует внука - он должен принять участие в Тур де Франс. И здесь стоит отметить две безусловные находки режиссера. Первая это черно-белые кошмарные сюрреалистические сны собаки: в них так или иначе всегда участвует сам пес и паровоз - кто кого везет. А вторая неразрывно связана с образом бабушки - маленькой толстенькой нескладной женщины в очках вечно сползающих на нос, которые она всегда возвращает на место решительным жестом. После тренировки, когда внук без сил еле-еле засовывает в рот питательную кашу с молоком, она, поставив на стол модель Эйфелевой башни, насаживает на шпиль велосипедное колесо, раскручивает и по звучанию камертона опеределяет все искривления обода.На велогонке в горах внук выбивается из сил и вместе еще с тремя такими же неудачниками садится в подбирающую их машину.
Велосипедисты оказываются похищенными. Их увозят в Америку, чтобы они участвовали в подпольных велогонках перед киношным экраном с трассой. Бабушка в поисках внука переплывает океан на прогулочном катамаране, встречает в америке трех певиц своей молодости, тех самых, что видела в телевизоре. Теперь они постарели, обнищали и питаются на первое, второе и третье одними лягушками, добываемыми из болота на задах дома с помощью ручной гранаты. Бабуля образует со старшуками квартет, выступает в ресторане, чтобы заработать немного денег и встречает мафиози - похитителей внука. Отважные старушки спасают велогонщиков и эффектно расправляются с бандитами. бабушка воссоединяется с внуком и под верчение педалей все отправляются обратно в милую Францию.


Хотя в самом начале мультика есть прямое указание на то, что трио из Бельвилля это музыкальные старушки, все время не покидает ощущение, что реально главные действующие лица - бабушка, внук и собака. Расхождение возникает из-за того, что режиссер, и об этом говорится в посвящении на финальных титрах, хотел признаться в любви как раз ко всем четырем старушкам, а сюжет развивается на совсем, ну или почти на совсем, других героях. Всю свою любовь, всю свою нежность Сильвн Шоме вложил в создание образов бельвильского трио и бабушки: их характеры, одежда, характерные жесты, движения, специальные сценки, например, как они настукивают под нью-йоркским мостом легкую мелодию всем чем придется, каблуками, колесом, газеткой - все проникнуто неподдельным восхищением и обожанием. Остальные же персонажи, современные нам, недвусмысленно противопоставляются бабулям - они тощи и нескладны как велосипедист внук, толсты и неуклюжи как собака, прямоугольны и мрачны как похитители. Но создав привлекательных персонажей, режиссер не знает чем их занять, кроме как в отдельных чрезвычайно обаятельных эпизодах, он не может построить на них все действие. Приходится прибегать к самому простому и самому дурацкому способу - вводить детективный сюжет с похищениями, ночными погонями, стрельбой из пистолета и убийствами. Работая как клей, детективная начинка скрепляет повествование, но и обнажает отсутствие большого авторского замысла, подмененного примитивной голливудской штампованной трехходовкой. Связь между формой и содержанием, соответствие одного другому в мультипликации гораздо сильнее чем в кинематографе и несовпадение одного с другим приводит к ощутимой деформации создаваемого волшебного сказочного мира. Это та самая тонкая материя, в которой никогда не ошибались советские мультипликаторы, и чувство которой чуть-чуть изменило режиссеру. Впрочем, глядя на Великолепных Старух, я готов простить Шоме все остальное. Цельной картины не получилось, зато получилось трио из Бельвилля.


Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments