Платан (platan) wrote in drugoe_kino,
Платан
platan
drugoe_kino

"Авиатор"

Скорсезе как Софокл, Дикаприо - Эдип.


Начну с контекста. Богато. Могучее социальное действие, в которое вовлечены массы, история, прогресс.

Про Дикаприо. Он вызывает уважение как трагический актёр. Не смотря на все мыльницы в своей карьере, он упорно доказывает, что он вам не какая-нибудь элементарная маска из титаника. Когда я на него смотрю, я вижу аутентичного греческого героя, который играет один на один со своей судьбой. Он бьётся до конца, и не ищет суррогатных избавлений. Он готов умереть в случае проигрыша, но не согласится на фальшивое утешение.

Про Скорсезе. Он стремится сыграть в царя Эдипа, меньший масштаб приближения к истине его не устраивает. Его герой должен или узнать, кто он на самом деле, или погибнуть. И помочь ему в этом самопознании никто не может. Никаких вам психоаналитиков, никаких дельфийских оракулов. Вот ты, вот твоя жизнь, вот твоя смерть. И вперёд.

Про сценарий. История закольцована через совпадение пролога с эпилогом.
В прологе дана первичная сцена, определившая дальнейший психический путь главного героя. Мать купает сына-подростка, вызывает у него самые сильные в его жизни эмоции, говорит ставшие магическим заклинанием слова. Он отвечает ей обещанием стать самым великим из людей, чтобы быть достойным её любви.
Дальше он реализует своё обещание, покупая исполнение ценой собственного сумасшествия.

В социальном контексте он строит самолёты, создаёт индустрию, а в личном контексте он ищет ответ на эдипов вопрос: почему я такой, кто определил меня таким, как случилось, что моя энергия течёт данным неизбежным руслом, ведущим меня к гибели. Он бьётся над загадкой собственного происхождения, как и набоковский Лужин, только непонятно, даст ли ему найденная разгадка защиту от предустановленного мата на последнем ходе.

Его победа в том, что он-таки находит разгадку. Он вспоминает первичную сцену, в которую он, как и все, оказался загружен как в программирующую матрицу, содержащую в себе в свёрнутом виде сценарий будущей судьбы.
Финальный эпизод – он смотрит в зеркало (узнаёт себя), видит целиком ту самую сцену с матерью, которую пытался вспомнить весь фильм, и произносит: «Путь в будущее». Ясно, что его путь в будущее был на самом деле возвращением в прошлое, в эту исходную точку, от которой стала формироваться его психика.

Загадкой самого фильма оказывается то, что на этом эпизоде режиссёр обрывает повествование.
Загадка сфинкса разгадана, Эдип узнаёт, кто он на самом деле, точнее, почему он стал таким, каким себя знает, кто его сделал. Но остаётся следующий вопрос – сможет ли человек, узнавший правду, преодолеть её последствия в себе. Способен ли человек измениться, устранить найденное отклонение от самого себя.
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments