whatever (edgy_uncool) wrote in drugoe_kino,
whatever
edgy_uncool
drugoe_kino

Categories:

По поводу "Ложного движения" Вендерса

Больше не «Годы учения», а «Ложное движение».

Параллели, которые я хотела бы провести, прекрасно сознавая, что Вендерс мог и не иметь их в виду.

Реформированный Вильгельм Майстер у Вендерса слушает Боба Дилана, но все равно читает Эйхендорфа. И неизвестно, что подходит ему больше. Песня, которую он периодически напевает, - о боли несовершенного мира («где число – ноль, где цвет – черный», «я слышал песню поэта, умершего в водосточной канаве», «я видел человека, раненного любовью, я видел другого человека, раненного ненавистью», «я видел ветку, с которой не переставала капать кровь»), до которой ему самому нет дела, как нет дела до чувств людей, с которыми ему какое-то время «по пути» (и ему ничего не стоит вытереть кровь с карандаша, несколько минут (секунд?) назад до боли сжатого человеком, который, возможно, ждал, что Вильгельм хотя бы попытается расслышать его и –может быть - понять, в его печальном надломленном одиночестве). С другой стороны, в той же песне можно разглядеть и мотивы, перекликающиеся с сюжетом «Движения». «Я слышал клоуна, который плакал в парке» (странная девушка Миньон и ее цирковые номера?), «я встретил девушку, что подарила мне радугу» (та же Миньон? Или Тереза, которую Вильгельм впервые видит в окне поезда и смотрит на нее так, как если бы она должна была указать ему путь?). Не исключено, конечно, что весь тайный смысл сводится к бесконечному «где ты был, милый мой?» (Вильгельм много где успел побывать, в том числе и «на склонах двенадцати туманных гор», в финале). (Кстати, я не узнала песню, которую он слушает на проигрывателе в самом начале, кто-нибудь знает, что это?).

Книга, которую Вильгельм начинает читать ближе к началу, - «Из жизни одного бездельника» Эйхендорфа (поздний романтизм, 1823-24 год). Новеллка повествует (как следует из названия) о бездельнике, которому бесподобно удается существовать, не оглядываясь на условности общества и не разделяя его ценностей (так, узнав, что его возлюбленная вовсе не так знатна, как он полагал, он не меняется в своем отношении к ней). Все хорошее само встает на пути героя – он «бездельник» прежде всего потому, что ему и делать ничего не надо, чтобы стать счастливым (будь то минутно или глобально). Тем не менее в новелле проскальзывают слова «гений не у дел» (Вильгельм Вендерса?) – человек с неплохим потенциалом, не совсем разумно тратящий время. О «бездельнике» можно было бы сказать, что он в совершенстве владел «искусством жизни» (вероятно, это и был его врожденный талант?). Постижение «искусства жизни» ставилось целью «годов учения» (по замыслу Гете). Вильгельм у Гете приходит к его пониманию (вполне по-гетевски: жизнь не для себя, ответственность перед близкими – кровно или духовно – и т.д.). Вильгельм у Вендерса на заснеженных горах ищет «ключа», поэтического вдохновения, чего угодно – но внутри у него как будто холодный горный воздух, которым трудно дышать, - и пустота. Одним словом, движение, «ложное» во всех отношениях…

Кстати, пока я пыталась найти скриншоты, yahoo на запрос «wim wenders, wrong move» дал ссылки и спросил: did you mean “wim wenders, wrong movie”?
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments