Темучин (temucheen) wrote in drugoe_kino,
Темучин
temucheen
drugoe_kino

Category:

Клод Шаброль

Во французском кинематографе пальму первенства обычно отдают обаятельному Жану Ренуару, чьи фильмы невероятно легко смотрятся и также легко забываются; говорящему полунамеками, загадочному, в меру революционному Жан-Люку Годару; сюрреаллистическому, снимающему фильмы, наполненные энигматичными и в то же время пустоватыми образами Жану Жене; на худой конец скучнейшему Трюффо. Но есть режиссер, чье имя незаслуженно забывают, или же не по делу ругают, навешивая нелепейшие ярлыки. В фильмах которого соединяются легкость Ренуара, революционный настрой Годара, энигматичность Жене и...скука Трюффо. Скука, которой пронизаны провинциальные городки, что во Франции, что в России, что в Соединенных Штатах. И Клод Шаброль, вслед за Уильямом Фолкнером, или Юрием Мамлеевым становится певцом небольших, неуютных поселений и странных людей, чьи желания и стремления непонятны и пугающи.
В свои семьдесят Шаброль - самый революционный режиссер в современном кино. Посмотрите, например, великолепную "Церемонию", маскирующуюся под коммерческий (по французским, конечно, понятиям) фильм. История двух подруг - скромной и застенчивой гувернантки в зажиточной семье (Садрин Боннер, сыгравшая потом в ублюдочном фильме "Восток-Запад" с Меньщиковым и Бодровым) и наглой, разбитной почтальонши (Изабель Юппер), аутсайдеров современного общества. Фильм демонстрирует их разрушительный для окружающего мира, полного ханжества и скуки, вояж; никому не понятное стремление к совершенству. Обратите внимание какую книгу берет почитать героиня Юппер, интуитивно, ничего о ней не зная. Это "Странствие на край ночи" Селина. Теперь все ясно? В России он был переведен по высочайшему указанию Сталина и Троцкого, а экранизировать его по слухам собирался великолепный Сержио Леоне, отступив на какое-то время от своей "американской трагедии". Впрочем, "Странствие..." великолепно смотрелось бы и в американском антураже. Долгие годы Клод остается верен себе. Однажды его спросили "Как изменил Ваше отношение к жизни 68 год". Он ответил: "Никак, я сформировался, как личность задолго до этого". И это не дешевое кокетство, а столь редкое в современном мире постоянство. Не потому ли с восторгом отзывается о Шаброле непримиримый Георгий Осипов.
Лучшие фильмы Клода очень редко заканчиваются хорошо для главных героев (если только пресловутая "Церемония"), из современного мира нет выхода и, что самое страшное: даже смерть - это еще не выход. В фильме "Подруги" одну из героинь подпаивают и насилуют какие-то ублюдки, другую убивает маньяк с грустным взглядом, третья связывает жизнь с богатым идиотом. В "Мяснике" практически тот же печальный убийца в прекрасном исполнении Жана Янна закалывает себя, чтобы не убить нечаянно возлюбленную, оставляя ее в одиночестве, вероятно, на всю жизнь. В фильме "NADA" главный герой, после убийства американского посла, оторвавшись от полиции, диктует на магнитную пленку свой манифест и стремится обратно, навстречу смерти. И только в финале "Церемонии" С.Боннер холодным взглядом окидывает окружающий мир - она знает: подруга уже разбилась на автомобиле (была ли Садрин виновата в ее смерти?), где найдут магнитофон, унесенный из дома только что подвергнутой истреблению семьи. Но почему свою симпатию Клод (не знаю уж как делятся симпатии зрителей) выказывает именно одиноким первертам, испытывая непреодолимое отвращение к отцам семейств, их женам и, иногда, детям. Почему Шаброль всегда был на стороне неприкаянных, мисфитов, отваживающихся на бунт, и ему не по душе прожигающие жизни в бездействии? Не потому ли, что ему известно: вся природа стонет и плачет, стремясь вырваться из этого мира, подобно богу Хроносу, заточенному в центре пространства и времени своим могущественным противником-дьяволом и теперь, когда присутствие темных энергий в окружающем мире достигло своего апогея, худшее зло - бездействие, а величайшее благо - сопротивление.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments