Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

По ту сторону страха

-




Если в Заатари, самом крупном лагере сирийских беженцев, содержится сегодня 80 тысяч человек, то в лагере Аль-Холь на сирийско-иракской границе   -  немногим меньше, около 73 тысяч, но недаром именно Аль-Холь снискал славу одного из самых опасных мест на Земле.  Фильм  шведского режиссёра курдского происхождения Хогира Хирори «Сабайя», настоящий документальный триллер, с первых кадров не оставил сомнений    -  вот он, фильм-победитель.

В первых кадрах   -   усатый мужчина под бравурный аккомпанемент новостей из радиоприёмника о «полной победе Сирийских Демократических Сил над ИГИЛ  (террористическая организация, запрещенная в РФ  -  Д.М.)
»  вынимает из шкафа пистолет и кладёт его в задний карман, собираясь в пусть не очень дальний, но крайне опасный путь. Мужчину зовут Махмуд,  он волонтёр так называемого Yazidi Home Center (Дом езидов), а его спутник Шейх Зияд    -  глава Дома, попутно выполняющий функции водителя в их полных приключений и опасностей экспедициях.  Их путь через сирийско-иракскую границу лежит в лагерь Аль-Холь, контролируемый формально курдами из Сирийских Демократических Сил, а реально   -  Соединёнными Штатами.  Лагерь наводнён пленными ИГИЛовцами,  растворившимися среди обычных сирийцев и залегшими на дно, которые до сих пор удерживают своих пленных, среди которых особое место занимают женщины-езидки, захваченные джихадистами шесть лет назад при атаке на северную иракскую провинцию Синджар.  Именно этих невольниц и едут вызволять активисты Дома езидов   -  каждый раз рискуя жизнью, каждый раз не зная, успехом или гибелью окончится их дерзкий налёт на лагерные палатки, в которых прячут девушек-езидок.  Режиссёр Хирори и его оператор сопровождают своих героев в нескольких поездках в Аль-Хол, а фактически   -  соучастниками  рискованных  спецопераций.  Получился фильм в жанре синхронного репортажа, съемки которого сопряжены с прямой опасностью для жизни.

«Сабайя»   -   термин, которым джихадисты называют своих секс-рабынь, это единственная участь, уготованная езидке в том случае, если её не убьют.  Джихадисты  считают езидов не мусульманами, а вероотступниками, а положение кафира   -  хуже собаки. Езидка не может стать полноправной женой в гареме наравне с другими, а рассматривается лишь как резервуар для спермы и объект для издевательств, даже если рожает от своего мучителя ребёнка.  Каждой спецоперации по спасению такой женщины предшествует длительная подготовка:  сбор информации, проверка её достоверности  (у женщин изменены имена, а лица закрыты), рекогносцировка, вербовка помощников и информаторов на территории лагеря, тщательное изучение всех возможных рисков. Лагерь охраняется только по периметру, внутри него никакого обеспечения безопасности нет.  Любой срыв, любой форс-мажор чреват гибелью и самой женщины, и её спасителей.



От кадров, снятых в таких экстраординарных условиях и обстоятельствах, глупо ожидать отменного качества   -  когда речь идет о жизни и смерти, как-то не до угла наклона камеры и не до регулирования резкости.  Тем не менее, съёмочная группа Хирори демонстрирует нам несколько примеров спасения человека, причем  в нескольких случаях внезапность налёта не помогает   -  «похитители»  вынуждены уходить от погони, а снимающий их оператор   -   уклоняться от пуль, а потом до конца жизни праздновать свой второй день рождения.  Для съёмочной группы этот опыт   -  не какое-то лихое стрингерство, а участие в благородной гуманитарной миссии спасателей.

Отдельный сюжет   -  судьба спасённых после чудесного спасения, и тут зритель узнаёт, что «некоммерческая организация помощи езидам на севере Сирии «Дом езидов»   -  это гостеприимные дома Махмуда, Зияда и их коллег: «спасатели» привозят женщин в свои семьи, и начинается мучительный процесс адаптации и психологической реабилитации, без всяких специалистов:  психологами-терапевтами становятся жёны и дети волонтёров, но эффект налицо   -  прийти в себя в приветливом многолюдном доме, в тепле и заботе куда проще, чем в специализированных реабилитационных центрах. Символическая сцена   -  сжигание чёрных никабов как последних нитей, связывающих со страшным прошлым.  Историй, рассказываемых спасенными женщинами, так много, что каждая по отдельности уже перестаёт впечатлять, восприятие притупляется. Отдельная тема   -  женщины, перепроданные и увезённые европейцами, зубы, выбитые новым хозяином-шведом, побои, нанесённые господином из Германии   -  для того, чтобы быть людоедом, совершенно не обязательно вступать в организации с запрещёнными аббревиатурами…  Стены Дома езидов обклеены листами белого ватмана, на которых сотни, тысячи фотографий.  И всё-таки на душераздирающих кадрах с 7-милетней секс-рабыней надламывается психика даже у самого стойкого зрителя.

Кто-то упрекает съемочную группу в ангажированности   -  показана лишь одна сторона правды, за кадром остаются многие неудобные для этой стороны моменты   -  симметричное применение силы курдами по отношению к пленным джихадистам, отсутствие нормального судебного процесса над ними и замена внесудебными расправами и ещё много того, что в фильме не показано.  Но в любом конфликте художник вправе выбрать сторону, и он её не только выбрал, но и готов активно отстаивать.

В нашем мире Добро может существовать только противодействии со Злом: отпущенные по амнистии из тюрьмы города Хасаке ИГИЛовцы мстят езидским «спасателям»:  кадры горящей курдской деревни, пылающего поля и объятого огнём Дома езидов показывают, что это противостояние ещё очень далеко от завершения. Волонтёрами спасено сегодня 206 езидок, а числятся без вести пропавшими ещё 2000.

Фильм Хогира Хирори  -  мощнейшее гражданское высказывание.  И режиссер, и его герои, и вся съемочная группа достойны не художественных премий, а высших государственных наград за гражданское мужество, за миротворчество.
Tags: 2021, ММКФ, документальное кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments