Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

"Блюз для Тегерана" (реж. Хавьер Толентино)

-




Испанский журналист и кинокритик Хавьер Толентино свой первый полнометражный докфильм  «Блюз для Тегерана» снимал по схожей  (c Сергеем Кресо  https://drugoe-kino.livejournal.com/3385670.html) рецептуре:  немножко от фильма-концерта, немножко от роуд-муви, плюс всё разбавить социальной тематикой.  В результате фильм похож на лоскутное одеяло из плохо сшитых и не очень сочетающихся друг с другом кусков.  Толентино в первый раз попал в Иран, влюбился в иранский народ и иранскую культуру и с восторгом неофита запихивает в полуторачасовой хронометраж всё, что попадается под руку и на что ложится глаз.  А поскольку режиссёр не просто неофит, но и дебютант, то получается не вполне гладко.

Первые кадры   -   открыточные виды гилянской деревеньки с лепящимися по горе домишками, патриархальный сельский быт, застывшее время   -  сменяются длинным десятиминутным проездом по шумным, пыльным, суетливым тегеранским проспектам, камера закреплена в салоне видавшего виды «Пежо», в кадре   -  молодой бородатый  парень, в полный голос горланящий в унисон задорной персидской поп-песенке.  Референс к «Такси» Джафара Панахи слишком очевиден, чтобы быть непрочитанным   -   только там в салоне машины несвободный художник, а здесь  -  полностью свободный и упивающийся этой свободой.  В отличие от унылого боснийца из фильма Сергея Кресо,  витальный курд Эрфан Шафеи  не ищет заработка и гешефта.  Он не предприниматель, он   -  просветитель, знакомящий съемочную группу и через неё весь мир с культурой и повседневностью собственной страны, с Ираном и иранцами, а заодно и с самим собой.


Главный  герой приводит зрителя в один из тегеранских университетов, где молодые музыканты, рассевшись кружком в аудитории  (ни дать ни взять занятия групповой психотерапией),  презентуют своё искусство.  Каждая такая самопрезентация сопровождается кратким рассказом о себе    -  камера оператора даёт крупные планы лиц и традиционных иранских инструментов  -   уд, сантур, тар, кеманча…  Молодёжная группа «Гяс» из Решта  исполняет такие знакомые нам авазы и таснифы Ахмада Ашурпура, Мухаммеда Зараббиана, а вот знаменитая «Прекрасная весна» Рухоллы Халеки, а вот причудливый микс из иранской народной песни и тирольского вальса   -  конец жизни Халеки провёл в Австрии…  Идиллическое музицирование слегка нарушает девушка, взахлёб вываливающее своё возмущение до сих пор не отменённым со времен Исламской революции запретом на женское публичное сольное пение,   -  и тут же, как бы опровергая саму себя, исполняет соло какой-то тасниф, и в этой коллизии, как в капле воды, весь современный Иран, где развитие исламского права не поспевает за быстротекущей жизнью, а любое «нельзя» легко превращается в «если очень хочется, то можно».

Стремление режиссёра Толентино уместить в киноленту всё, что он увидел и узнал об Иране, сколь наивно, столь же и похвально   -   оно позволяет зрителю помимо созерцания пасторальных картинок и прослушивания  хрестоматийных мелодий (это примерно как если бы иностранец, снимающий фильм о современной России, сопроводил его саундтреком из «Катюши» и «Во поле берёзка стояла»), узнать массу познавательных деталей.   Роль главного резонёра и правдоруба режиссёр отводит оборванному гилянскому рыбаку, потёртому и, видимо, с утра наклюкавшемуся деду, который прожил жизнь и режет правду-матку безо всяких опасений и задней мысли.  «Почему после смерти родителей девочка получает одну часть наследства, а мальчик две, хотя надо бы поровну?  -   я вот взял и прописал в завещании поровну, и пусть только попробуют…  Почему у меня пенсия 1 миллион риалов, а стиральный порошок взял и подорожал в десять раз, с 50 до 500?  Почему я в один день зарабатываю 40 тысяч риалов, а в другой  -  100?  Почему сбежал шах?  Ему не стыдно?»  Неожиданно в мозгу у деда переключается тумблер,  выключается обличитель  («Если ты родился в Азии, то это называется «проклятие географии»)  и врубается патриот:  «Пусть только сунутся сюда американцы.  Потонут в Персидском Заливе!»

Выдав широкими мазками немного народной культуры и немного социальной проблематики, Толентино  в такой же импрессионистской манере уделяет внимание иранскому национальному характеру и иранскому быту.  Вот главный герой Эрфан дома с родителями  (мать на экране без хиджаба    -   маркер семьи «продвинутой» и нонконформистской), обычный для великовозрастного инфантила диалог («Не вмешивайтесь в мою жизнь!»), обычные страдания молодого художника («Хочу снять фильм, а денег нет, есть люди, готовые деньги дать, но иранское законодательство запрещает иностранное финансирование»).  Вот нам показывают ритуал ухаживания  (точнее, то, что под этим подразумевает режиссёр Толентино):  Эрфан девушке о Данте и Беатриче, о Ромео и Джульетте, а она ему о Хосрове и Ширин, о Лейли и Меджнуне    -  это, по  мнению режиссёра, и есть несовпадение культурных кодов.  Представить, что современная пара на свидании в качестве лекарства от душевных ран рекомендует друг другу читать Хайяма или Фирдоуси трудно    -  сцена явно грешит постановочностью.  Собственно, как и весь фильм, безуспешно претендующий на то, чтобы стать путеводителем по Ирану и иранскому культурному коду   -  усреднённый взгляд усреднённого европейца на усреднённого иранца;  в качестве дебюта пойдёт, но с обязательным дисклеймером «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».
Tags: 2021, ММКФ, документальное кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments