Category:

«F for Fake». Последний фильм Орсона Уэллса

"Конечно, это моя работа. Разве вы видели когда-нибудь такого хорошего Модильяни?"

Эльмир де Хори

Документальный фильм? Да, наверное и документальный тоже, сейчас уже можно смело отнести картину к «документам эпохи», ушедшей без возврата. Орсон Уэллс, без спора, и сам был одним из самых ярких «символов» эпохи постмодерна, стало быть «F for Fake» можно рассматривать и как «автобиографию», ну или «псевдо-автобиографию». Тут автор, в очередной раз выступил как новатор, опередив Бодийяра как минимум на пять лет. В лаконичной, оригинальной кино-форме он выразил принцип псевдо-искусства, это псевдо-документалка, псевдо-эссе, псевдо-художественный фильм или просто Fake  - то чем стало творчество, а скоро станет все общество, весь мир.

Немного о структуре и сюжете. Фильм снимался несколько лет, параллельно другим проектам, по оригинальному сценарию. Основным, так сказать, героем можно считать Эльмира де Хори – художника, известного автора-фальсификатора картин известных мастеров. Большая часть материалов о Эльмире была снята на Ибице известным французским режиссером Франсуа Рейшенбахом, все эти материалы, впоследствии были ацки перемонтированы Уэллсом, а Рейшенбах вписан в титры как оператор.

По мере монтажа, все более выпукло стала вырисовываться фигура еще одного известного фальсификатора, на этот раз из литературно-журналистской среды - Клиффорд Ирвинг, скандальный «биограф», не менее скандального Говарда Хьюза, который в свою очередь, явился некогда одним из прототипов героя фильма Орсона «Гражданин Кейн», таким образом круг замкнулся. Вокруг этой конструкции, собственно и ведется повествование, захватывая более мелких персонажей, вроде арт-дилеров, экспертов и музейщиков, живущих за счет системы всеобщего «фейка».

Конструкция фильма выстроена и смонтирована таким образом, что напоминает ажурные конструкции готических соборов, не случайно вплетенных в повествование. Уэллс, настолько, насколько он и является профессиональным иллюзионистом, манипулирует сознанием зрителя легко и просто, ни один кадр, ни одно слово нельзя с точностью определить как достоверные. Картина не похожа ни на один фильм, из тех что я когда либо видел, включая и более поздние, снятые в эстетике псевдо-документальных. Орсон Уэллс здесь, возможно создавая новую форму киноискусства, зашел слишком далеко, его картина видимо больше повлияла на современную журналистику, кинокритика же оставаясь на позициях все того же изжившего, но довлеющего пост-модернизма, постаралась по возможности проигнорировать «F for Fake».

Все участники «цирка», включая самого Уэллса, представляются людьми скорее забавными, чем злонамеренными, они как «дети лейтенанта Шмидта» на фоне «государственной машины», бездушно перемалывающей подобных аферистов-идеалистов. Собственно «F for Fake» окончательно похоронил надежды Уэллса на возобновление режиссерской карьеры, судьба Эльмира де Хори была еще более печальна. Через два года после выхода фильма Испания все же решила экстрадировать художника во Францию, где его ждали перспективы длительного тюремного заключения. Не молодой уже Эльмир, всю жизнь бегающий от страны к стране, не скопивший даже на собственный дом, живущий из милости хозяина галереи, в итоге покончил с собой.


promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.