pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Categories:

Кино легкого поведения. От Шёмана до Озона


Прежде чем окончательно закрыть тему кино, осветившего вопросы проституции со всех возможных сторон, несколькими фильмами последних двадцати лет, хотелось бы вернуться к паре-тройке картин, вышедших в прошлом веке и внезапно всплывших в памяти. Фильмы хоть и не блокбастеры, но поставлены очень известными режиссерами и уж точно достойны внимания. Сначала два скандинавских.

«491», поставленный Вильготом Шёманом в 1964 году, конечно не о проституции, это фильм раскрывающий тему подростковой преступности, почти в струе советского остросоциального кино 70х, однако торговля телом, сутенерство и прочие прелести, ставят в последней трети картины жирную точку.
Собственно, грубая эксплуатация, унижение и в конечном итоге, трагический исход, это то к чему приводит либеральная вседозволенность и неограниченное всепрощение. Сюжет выстроен вокруг некоей искусственно созданной ситуации, отсылающей к евангельскому преданию о призыве Иисуса прощать не «семь раз согрешившего брата», «но до седмижды семидесяти раз».

Некая структура, связанная с проблематикой «трудных подростков» в Стокгольме, проводит социальный эксперимент, к которому привлекает нескольких малолетних правонарушителей. Цели и методология эксперимента остаются совершенно непонятными для подопытных, да и для самих экспериментаторов довольно туманными, совершенно ясно только то, что подвижник-педагог собрался воздействовать чисто христианской добродетелью на подростков, ничего кроме грязи в своей жизни не знавших.

Дебоши, мелкие кражи, пьянство и драки, ближе к финалу перерастают в крупное воровство, сутенерство и даже особо циничное насилие при помощи пса немецкой породы, кстати говоря, молодая шведская проститутка в исполнении Лены Нюман, вышла предельно брутальной, естественно подобный образ требовал нестандартного на него метода воздействия.

Предупреждая шок возможных зрителей, надо сказать что сцены сняты довольно «аккуратно», все таки 1964 год, однако в целом картина вызвала взрыв общественного негодования и до сих пор вызывает предельно разноречивые оценки и перманентный срач в обсуждениях.

Сказать что картина фона барона Триера «Рассекая волны» 1996 года – очень нестандартно подает проблему сексуальной распущенности и проституции, это ничего не сказать. Пожалуй, под таким углом сабж еще ни кто не рассматривал, молодая наивная шотландская колхозница Бесс, в исполнении молодой Эмили Уотсон, раздает свою честь направо и налево, за деньги и так, исключительно из любви…

Она сильно любит Яна, а Ян получил тяжелую травму и не может теперь интимно жить с Бесс, Ян требует что бы Бесс пошла вразнос… и ни колышет! Кроме того к делу, таинственным образом, подключен господь Бог, и выздоровление Яна прямо пропорционально падению Бесс, да что уж там, а какой фильм у фон барона прост и однозначен?

Нет, ну допустим Лена Нюман Шёмана тоже стремится к «помощи ближнему», хотя и по пьяной лавочке, возможно это вообще скандинавский тренд, но вот так как у Триера под воздействием «золотого сердца»?...

Внезапно вспомнил замечательный, но малоизвестный фильм 1979 года «Saint Jack» «Святой Джек» Питера нашего Богдановича, картина на 100% раскрывает тему проституции в юго-восточной Азии, а точнее в Сингапуре.

Фильм повествует о простом американском сутенере в исполнении Бена Газзара, и пожалуй это самый обаятельный и положительный сутенер в истории мирового кино. Сутенер Газзара не просто мухи не обидит, не говоря уже о женщинах, а практически как наседка для своих подопечных, и готов жертвовать для них даже своим благосостоянием, ну что тут скажешь?... святой!...

Картина снималась в Сингапуре летом 1978 года, по роману Пола Теру, права на который, через тяжбу с Playboy, оказались в руках Сибил Шеперд – тогдашней пассии Богдановича. После трех провальных проектов, «Святой Джек» стал для Богдановича началом реабилитации, хотя большой кассы и не собрал. Концепция фильма, вкупе с его настоящим названием держалась в секрете от злых малайцев, и даже актеры, большинство из которых были местные, не догадывались о чем фильм. После премьеры конечно все открылось, и картину запретили, в Сингапуре и Малайзии ее не пропускали вплоть до 2006 года.

Технично переходим к современности. Из того что мне довелось посмотреть, на ум приходит четыре фильма, два сняты женщинами, а два мужчинами, причем три из них французские, и один австралийский.

«Студентка по вызову» Эмманюэль Берко 2010 года, остро-социальная драма раскрывающая проблемы французского образования во французской же мухосрани, хотя конечно дело не в образовании, а в социальных проблемах некоторых слоев общества, связанных с тяжелым финансовым положением.

К примеру девятнадцати летняя студентка Лора, учащаяся на первом курсе одного из провинциальных вузов, оказывается в тяжелом финансовом положении, ее семья небольшого достатка и особо помочь не может. Потому Лоре приходится решать дилемму, жить на вокзале и питаться в столовой для бомжей, или заняться более доходным, но малоприятным бизнесом.

Лора выбирает второе и очень скоро оказывается в ситуации которая заводит ее в совершеннейший тупик чреватый не только моральными, но и вполне ощутимыми физическими потерями. При просмотре не отпускало ощущение близости проблемы, если все так обстоит во вполне еще социальной Франции, то что тогда говорить о нас, где стипендия бюджетного студента три т.р.!!!..., а проживание в «бесплатном» общежитии 20 т.р., хоть и в год.

Режиссер картины Эмманюэль Берко постаралась снять социальное кино идущее вразрез с заполонившим евро-ширпотребом бодро вещающим о наступившем всеобщем благоденствии и беззаботном студенческом бытии, остается только надеяться что наши собственные социальные проблемы начнут решаться кардинальным образом, ибо желтые жилеты покажутся децким садом.

Эмили Ли это такая писательница из Австралии, в 2011 году дама решила поставить настоящий художественный фильм, забегая вперед, надо сказать что он оказался единственным для Эмили, да и вообще если бы не Анна Пэкуин, продвигавшая фильм для Канн, про него в мире вряд ли кто узнал.

«Спящая красавица» с Эмили Браунинг в главной роли бедной студентки Люси, практически антипод предыдущего фильма Берко, несмотря на то что сюжетно они идентичны, «Sleeping Beauty» даже близко не социальный реализм, это очень странный арт-хаус, со сложным посылом и оригинальной реализацией.

Сюжет фильма, поступки героев, отсылки и «посылки», феерически непонятны для прозелитов (к коим я себя и отношу) и нелогичны по своей сути. Нет ну конечно понятно что прогрессивная австралийская писательница желала высказаться о инфантильности молодого поколения, через девушку которая «спит» по жизни и подработку себе находит по характеру, но сделано это было уж очень витиевато и заумно.

В общем австралийский эстетский арт-хаус «Sleeping Beauty», со странной «сонной» проституцией, ооочень на любителя, зато подает тему довольно неожиданно, уж не знаю есть ли такое в реальности?…

Но вот французский фильм того же 2011 года «Дом терпимости», оригинальное название «L'Apollonide. Souvenirs de la maison close» - претенциозный проект призванный раскрыть сабж в исторической перспективе, в предельно реалистичном ключе. Надо сразу сказать что Бертран Бонелло очень старался и где то даже перешел грань фанатизма.

Картина получилась сочной, стильной и в визуальном смысле даже избыточной, можно подумать, что любой желающий знакомится с иллюстрированной энциклопедией по парижским дорогим борделям девятнадцатого века. Быт показан более чем подробно, от деталей одежды и декора интерьера, до медицинских процедур.

Дается четкий посыл что уже скоро подобным заведениям придет конец и проституция переместится на улицы, а пока голимый декаданс: ручные пантеры, ванна шампанского, опиумный дым, сифилис, клоп ползущий по дорогой драпировке. Много обнаженки, но это довольно далеко от классической эротики.

Персонажей много, но раскрыты они поверхностно и драматургия слабая, общим настроением картины является скука и безысходность, оживляет исключительно садист-художник.

Франсуа Озон конечно тот еще... гей, в каждый свой фильм не преминет всунуть хоть одного педика гея, но при этом хотя бы пытался поднимать острые общественно-социальные вопросы. Начиная с 10х окончательно перешел на оголтелую пропаганду содомии, как и Альмадовар.

Ну вот все уже раскрыли пытливые французы: проституция из крайней нужды раскрыта, проституция из крайней нужды + удовольствие раскрыта, проституция исключительно из удовольствия раскрыта, осталось только раскрыть проституцию без нужды и без удовольствия… это сделал Озон в своем «Молода и прекрасна» 2013 года.

Похоже 17 летняя Изабель, в исполнении модели Марины Вакт, занимается древнейшим ремеслом исключительно из желания показать всю абсурдность и старомодность натурал отношений. А как еще можно понимать метания несчастной малолетки между тупыми сверстниками и гнусными старикашками на грани инфаркта?...

Видите ли, Изабель, таким весьма оригинальным способом намерена самоутвердится в жизни и в отношениях с мужиками, она буквально издевается… плюс еще и цену поднимает… безобразие! Если бы не престарелый доходяга, решивший сплести ласты в самый интересный момент, до чего дошла бы алчная девица, а так все закончилось полицией и устным внушением. Отчим, кстати, даже не особо удивился.

В общем Франсуа Озон ставит довольно оригинальную точку в нашем большом исследовании, отражающую довольно конкретный тупик всего западного кинематографа в новом тысячелетии. Остается надеяться либо на Таиланд, Вьетнам… или на Тринидад и Табаго…
Tags: кинообзоры
Subscribe

Featured Posts from This Сommunity

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments