
Продолжаем освящать остро-актуальную, во все времена, тему свободы женщин продавать свою свободу.
Годар для Французского кино, как Росселлини для Итальянского, для Годара Новая волна, не только средство высказать политическую программу, но и показать реальную действительность. А реальная действительность Франции начала 60х, это криминал и социальная напряженность. А какой криминал без проституции?
У Годара пара-тройка картин, сюжетно выстроена вокруг именно темы проституции, во всяком случае те что мне удалось посмотреть – «Жить своей жизнью» (1962) и «Две три вещи что я знаю о ней» (1966). А если кто-то, с какого-то перепугу, решит посмотреть эти картины – забудьте все что я тут понаписал, потому что фильмы эти совсем не о том.
«Жить своей жизнью» не только один из самых необычных фильмов о проститутках, но и один из самых необычных фильмов которые мне довелось посмотреть вообще. Картина, в которой Годар снял свою тогдашнюю жену Анну Карина, в роли проститутки Нана, не просто авангардная, в ней использованы оригинальные приемы и наработки, более чем на пол века вдохновлявшие режиссеров всего мира.
Кажется что автор просто наплевал на стройность повествования и реалистичность отдельных эпизодов, актерскую игру и невероятные диалоги, все в этом фильме сложено для выражения одной трансцендентной формулы, о том что сознание определяет бытие, а поступки порождают действительность.
Не смотря на всю сложную визуализацию фильма и ее запутанную философию, оторваться реально трудно, в первую очередь благодаря Анны Карина, хоть и кажется ее игра временами натяжной. Вообще проститутки по Годару создания, хоть и ветреные, но обаятельные и лишены вульгарности, материальный же вопрос отодвинут на второй план.

Для Нана ее деятельность скорее импульс, подсознательный порыв, чем материальная необходимость. Не знаю понятно ли я изложил свой взгляд на фильм, но таков уж Годар, его «Жить своей жизнью», для меня все равно что «умереть своей смертью» и тема древнейшей профессии, реально лучшая метафора для этой формулы.
«Две три вещи которые я знаю о ней» - фильм один в один своим сюжетом повторяющий «Жить своей жизнью», однако при помощи той же самой темы, Годар удивительным образом, проводит совершенно другие идеи. Это фильм о поиске гармонии в изменяющемся мире. При помощи не свойственных философских монологов, вложенных в уста проститутки Джульетты в исполнении Марины Влади, раскрывается мысль о том что человек полностью растворяется в современном ему обществе, без привязки к ощущениям окружающих.
Так же как и о аннигиляции основных понятий и моральных принципов, еще недавно бывших основными.
Кажется что картина о политике, однако она аполитична, она о потребительстве вне зависимости от политической системы. Проститутка Джульетта – обычный объект потребления и потребитель одновременно, так же как одновременно мать, жена, домохозяйка и работница интимных услуг. Фильм практически лишен эмоций, как заполняющие пригород новостройки.
Все таки «Belle De Jour» снятый Бунюэлем в 1967 году, вполне себе французский фильм, хоть и снятый испанцем. И дело даже не в актерском составе и декорациях города Парижу, и сюжет и атмосфера картины 100% французские, к тому же снято все это безобразие по бульварному французскому роману начала века.
Фильм был снят явно в коммерческих целях, однако все равно не избежал некоторой глубины и двойного смысла в авторской интерпретации испанского классика.

Проститутка Северина в некотором заторможенном исполнении Катрин Денев, является работницей интимной сферы услуг, явно не корысти ради, а исключительно по идейным соображениям, она представительница буржуазной прослойки и мазохистка по призванию.
За простым как трешка сюжетом «Дневной красавицы» можно при желании рассмотреть выраженную апатичность буржуазной прослойки, раскрытой в полной мере в «Скромном обаянии буржуазии», впрочем сам Бунюэль довольно критично относился к «Belle De Jour», пологая коммерческий успех за эротической составляющей.
Быт парижского борделя показан в деталях и со знанием дела. Все чинно благородно и не лишено сексуальности, короче Франция.
Есть еще один французский фильм снятый не французом, на этот раз тему основательно прокачал эротический диссидент, поляк Валера Боровчик. В 1980 году Валера снял свою эротическую трагикомедию под простым названием «Лулу».
Из всех вышеперечисленных творцов Боровчик, пожалуй самый беспощадный к героине – простой эгоистке и халявщице Лулу в исполнении внешне простоватой, но довольно приличной арт-хаусной актрисы швейцарского происхождения Энн Беннент. По воле карающей руки режиссера циничная и жестокая Лулу скатывается на самое дно жизни, где в итоге приговаривается к смертной казни, через острое лезвие страшного-ужасного маньяка Удо Кира. Согласитесь, что не позавидуешь несчастной женщине и никакие социальные оправдания не принимаются, это же Боровчик.
Надо сказать что картина даже близко не попала в струю европейской кинематографической конъюнктуры и до сих остается одним из самых недооцененных фильмов, хотя видит бог Валера старался снять оригинальный авторский фильм. Собственно французского в картине один сюжет а-ля Мопассан, но это и делает его именно французским.

В заключение хочется вспомнить один совместный фильм, идеально подходящий под нашу тему, хотя бы по одному названию – «Древнейшая профессия в мире» (1967).
Картина представляет из себя модный в 60х сборник коротких новелл объединенных одной темой. Снята сея нетленка усилиями Франции, Италии и Германии, состоит из шести частей, сляпанных шестью режиссерами из Франции и Италии, и воспроизводит забавные эпизоды на заданную тему, в декорациях – от исторических до условно будущего.
Фильм довольно нескладный, по той причине что собранные режиссеры слишком различны в творческом смысле, к примеру трудно представить каким боком могут соседствовать в одном сборнике Годар и Болоньини.
А так, в большинстве новелл повествуется забавная история о ловкой девушке «кидающей» богатого лоха на тугрики или ценные услуги, а актерский состав с Моро и Мерсье вполне удовлетворяет заданному сюжету. Заметно выбивается из русла только что Годар, выводящий сюжет на более серьезный трансцендентный уровень.
Продолжение следует…
Community Info