pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Category:

Кино легкого поведения или несколько фильмов о древнейшей профессии

Часть вторая. Французский шарм.


Продолжаем освящать остро-актуальную, во все времена, тему свободы женщин продавать свою свободу.
Годар для Французского кино, как Росселлини для Итальянского, для Годара Новая волна, не только средство высказать политическую программу, но и показать реальную действительность. А реальная действительность Франции начала 60х, это криминал и социальная напряженность. А какой криминал без проституции?

У Годара пара-тройка картин, сюжетно выстроена вокруг именно темы проституции, во всяком случае те что мне удалось посмотреть – «Жить своей жизнью» (1962) и «Две три вещи что я знаю о ней» (1966). А если кто-то, с какого-то перепугу, решит посмотреть эти картины – забудьте все что я тут понаписал, потому что фильмы эти совсем не о том.

«Жить своей жизнью» не только один из самых необычных фильмов о проститутках, но и один из самых необычных фильмов которые мне довелось посмотреть вообще. Картина, в которой Годар снял свою тогдашнюю жену Анну Карина, в роли проститутки Нана, не просто авангардная, в ней использованы оригинальные приемы и наработки, более чем на пол века вдохновлявшие режиссеров всего мира.

Кажется что автор просто наплевал на стройность повествования и реалистичность отдельных  эпизодов, актерскую игру и невероятные диалоги, все в этом фильме сложено для выражения одной трансцендентной формулы, о том что сознание определяет бытие, а поступки порождают действительность.

Не смотря на всю сложную визуализацию фильма и ее запутанную философию, оторваться реально трудно, в первую очередь благодаря Анны Карина, хоть и кажется ее игра временами натяжной. Вообще проститутки по Годару создания, хоть и ветреные, но обаятельные и лишены вульгарности, материальный же вопрос отодвинут на второй план.

Для Нана ее деятельность скорее импульс, подсознательный порыв, чем материальная необходимость. Не знаю понятно ли я изложил свой взгляд на фильм, но таков уж Годар, его «Жить своей жизнью», для меня все равно что «умереть своей смертью» и тема древнейшей профессии, реально лучшая метафора для этой формулы.

«Две три вещи которые я знаю о ней» - фильм один в один своим сюжетом повторяющий «Жить своей жизнью», однако при помощи той же самой темы, Годар удивительным образом, проводит совершенно другие идеи. Это фильм о поиске гармонии в изменяющемся мире. При помощи не свойственных философских монологов, вложенных в уста проститутки Джульетты в исполнении Марины Влади, раскрывается мысль о том что человек полностью растворяется в современном ему обществе, без привязки к ощущениям окружающих.

Так же как и о аннигиляции основных понятий и моральных принципов, еще недавно бывших основными.
Кажется что картина о политике, однако она аполитична, она о потребительстве вне зависимости от политической системы. Проститутка Джульетта – обычный объект потребления и потребитель одновременно, так же как одновременно мать, жена, домохозяйка и работница интимных услуг. Фильм практически лишен эмоций, как заполняющие пригород новостройки.

Все таки «Belle De Jour» снятый Бунюэлем в 1967 году, вполне себе французский фильм, хоть и снятый испанцем. И дело даже не в актерском составе и декорациях города Парижу, и сюжет и атмосфера картины 100% французские, к тому же снято все это безобразие по бульварному французскому роману начала века.
Фильм был снят явно в коммерческих целях, однако все равно не избежал некоторой глубины и двойного смысла в авторской интерпретации испанского классика.

Проститутка Северина в некотором заторможенном исполнении Катрин Денев, является работницей интимной сферы услуг, явно не корысти ради, а исключительно по идейным соображениям, она представительница буржуазной прослойки и мазохистка по призванию.

За простым как трешка сюжетом «Дневной красавицы» можно при желании рассмотреть выраженную апатичность буржуазной прослойки, раскрытой в полной мере в «Скромном обаянии буржуазии», впрочем сам Бунюэль довольно критично относился к «Belle De Jour», пологая коммерческий успех за эротической составляющей.

Быт парижского борделя показан в деталях и со знанием дела. Все чинно благородно и не лишено сексуальности, короче Франция.

Есть еще один французский фильм снятый не французом, на этот раз тему основательно прокачал эротический диссидент, поляк Валера Боровчик. В 1980 году Валера снял свою эротическую трагикомедию под простым названием «Лулу».

Из всех вышеперечисленных творцов Боровчик, пожалуй самый беспощадный к героине – простой эгоистке и халявщице Лулу в исполнении внешне простоватой, но довольно приличной арт-хаусной актрисы швейцарского происхождения Энн Беннент. По воле карающей руки режиссера циничная и жестокая Лулу скатывается на самое дно жизни, где в итоге приговаривается к смертной казни, через острое лезвие страшного-ужасного маньяка Удо Кира. Согласитесь, что не позавидуешь несчастной женщине и никакие социальные оправдания не принимаются, это же Боровчик.

Надо сказать что картина даже близко не попала в струю европейской кинематографической конъюнктуры и до сих остается одним из самых недооцененных фильмов, хотя видит бог Валера старался снять оригинальный авторский фильм. Собственно французского в картине один сюжет а-ля Мопассан, но это и делает его именно французским.

В заключение хочется вспомнить один совместный фильм, идеально подходящий под нашу тему, хотя бы по одному названию – «Древнейшая профессия в мире» (1967).
Картина представляет из себя модный в 60х сборник коротких новелл объединенных одной темой. Снята сея нетленка усилиями Франции, Италии и Германии, состоит из шести частей, сляпанных шестью режиссерами из Франции и Италии, и воспроизводит забавные эпизоды на заданную тему, в декорациях – от исторических до условно будущего.

Фильм довольно нескладный, по той причине что собранные режиссеры слишком различны в творческом смысле, к примеру трудно представить каким боком могут соседствовать в одном сборнике Годар и Болоньини.
А так, в большинстве новелл повествуется забавная история о ловкой девушке «кидающей» богатого лоха на тугрики или ценные услуги, а актерский состав с Моро и Мерсье вполне удовлетворяет заданному сюжету. Заметно выбивается из русла только что Годар, выводящий сюжет на более серьезный трансцендентный уровень.

Продолжение следует…
Tags: Годар, Французское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments