pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Categories:

Кино легкого поведения или несколько фильмов о древнейшей профессии

Часть первая. Итальянский темперамент.


Вечно актуальная тема женщин лишенных социальной ответственности поднималась в мировой культуре испокон веков, многочисленные гетеры и вакханки присутствовали в любом уважающем себя античном произведении, причем упоминались они отнюдь не с сожалением и укором, а напротив с одобрением и симпатией.В христианских источниках, как в апокрифах, так и в канонических текстах, падшие женщины тоже далеко не клеймились, а напротив требовали к себе особого сочувствия и понимания. В европейской классической литературе тема касалась в основном расчетливых, независимых и удачливых дам полусвета, вызывавших скорее зависть чем сочувствие.

20й век привнес в эту тематику огромное разнообразие, вслед за литературой, кинематограф обмусолил жизнь уличной или салонной женщины со всех возможных сторон. Были расписаны всеми красками бесчисленные типы теток, вызывавшие к себе весь спектр чувств, в зависимости от подаваемого материала. Количество фильмов так или иначе задевающих сабж, огромно. Однако попытаемся вспомнить хотя бы несколько картин напрямую поднимающих вопрос в максимально различных ракурсах.

Согласитесь, трудновато было неореализму обойти данную тему, по той простой причине что «отрасль» в послевоенной Италии имела промышленные масштабы, а реализм на то и реализм. Правда собственно «производственный процесс» ограничивался довольно целомудренными сценами стояния на панели или максимум, появлением бабочки в подвязках на рецепшене, все это снималось с большой оглядкой на цензуру.

Теперь о типажах. В знаменитом фелиниевском фильме 1957 года «Ночи Кабирии», в развернутом виде описывается нелегкая судьба простой уличной женщины, в исполнении жены режиссера, кстати, многие афтары были не прочь снимать своих жен и даже дочерей в сих неоднозначных ролях.

Кабирия Феллини – простая итальянка, в меру экспрессивная, в меру романтичная и очень наивная тетка, которой фатально не везет в личной жизни, ее раз от раза «кидают» мужики. К середине картины создается полное впечатление универсальности сюжета, замени профессию Кабирии на любую другую, например на ткачиху или на кондитера и на сюжет это не повлияло бы.

То есть по большому счету профессиональная деятельность девушки никак не сказалась на ее характере и детской наивности. Еле заметный намек на внутренний изъян героини содержится в ее раздвоенном сознании, показная грубость и цинизм проститутки Кабирии противопоставляется оставшейся в подсознании Марии.
Вообще трудно говорить о фильме Феллини с точки зрения банального освящения какой либо прикладной темы, все таки это фильм имеющий глубокий философский подтекст. Однако все же надо отметить, что проститутки в послевоенном Риме довольно прилично упакованы, имеют какие-никакие деньжата, а с сутенером могут заработать и на автомобиль.


Аутентичную обстановку дна, как раз помог поставить Пазолини, впоследствии сам снявший пару картин по сабжу. Правда однозначно ответить на вопрос «о проституции ли эти картины?», я лично так и не смог, хотя в первой – «Аккатоне» (1961) главный герой сутенер, а во второй - «Мамма Рома» (1962) главная героиня проститутка. Посыл фильмов слишком сложен, что бы ограничить его одной какой либо проблемой, но представление о предмете все же дает.

Из всех режиссеров снимавших на тему изнанки общества, пожалуй Пазолини относился к своим героям наиболее строго, он сам вышел из этой среды и знал жизнь нищих окраин не понаслышке. Хоть режиссер-коммунист и понимал ответственность общества за безнадежное состояние его беднейших слоев, однако резко критически относился к умонастроениям самих «представителей». Сутенер Витторио по прозвищу Аккатоне (Нищий), так и не смог заставить себя изменить отношение к жизни, а проститутка со стажем Мама Рома, в конгениальном исполнении Анны Маньяни, не смогла разобраться в причинах и следствиях, как и преодолеть заблуждения относительно нравственности людей, к какому бы классу они не принадлежали.

Что касается бытописания, тут Пазолини дает пожалуй самый реалистичный и широкий спектр контингента, от молодых начинающих по принуждению или по склонности характера, до опытных и вовсе уже не молодых женщин, у которых практически нет никакой надежды вырваться из круга.

Пазолини делает такое грустное заключение исходя из выводов относительно сознания людей много лет занимавшихся торговлей собой и не способных перестроится ментально, хоть материально они в общем и довольно успешны, и зарабатывают весьма неплохо по сравнению с простыми работягами.

Как и в «Кабирии» Пазолини дает весьма схематичное изображение непосредственно «производственного процесса», сообразуясь с цензурными особенностями начала 60х, однако криминальные издержки, вроде избиений, унижений и полицейского преследования сняты очень живописно. Что не скажешь еще об одном попавшем под руку итальянском фильме 60х, «Брак по-итальянски» Витторио ДеСика 1964 года.

Витторио ДеСика был хоть и левых взглядов, но все же из аристократии, к тому же очень добросердечным человеком. Его картина из всех вышеперечисленных, пожалуй самая лояльная к проститутке Филумене, в исполнении Софи Лорен.

Практически, в качестве проститутки Филомена выступает в хешбеках, однако и по этим эпизодам можно понять что «работницы сферы услуг» в послевоенной Италии, отнюдь не отличаются рефлексией, да и окружающие готовы носить на руках отдельных представительниц.

Более того, при достаточном хитроумии, возможно даже выгодно выйти замуж за богатого красавца Мастрояни, хоть и не сразу.

Конечно «Брак по-итальянски» не о проституции, а о семейных ценностях, это вовсе не реализм, а лирическая комедия, однако проститутка из Софи Лорен получилась фактурная, и ближе к финалу выражает мысль ценную в понимании проблемы: «Так вот, где ты меня взял, что это новость? Я была там, где бывал и ты. Точка!». В этой простой мысли, пожалуй, вся суть понимания проблемы как «спрос-предложение».

С хэпи-эндом ДеСика конечно слегка перегнул, количество сиропа в финале зашкаливает, зато становится понятно откуда черпал вдохновение Маршалл через четверть века снимая свою «Pretty Woman».

Продолжение следует…
Tags: Годар, Итальянское кино, Пазолини
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments