crazy_reader (crazy_reader) wrote in drugoe_kino,
crazy_reader
crazy_reader
drugoe_kino

Categories:

Керосин, 2019, Россия, режиссёр Юсуп Разыков

          Фильм и грустный, и страшный. На выбор. Авторское кино вообще индивидуально для восприятия. Задело какие-то внутренние струны, срезонировали они – тогда и принимаешь его. Не понимаешь, а именно принимаешь, потому что для полной расшифровки фильмов такого рода часто требуются дополнительные знания. Потому что главное – не сюжет, не экшн, а ассоциации, намёки. В самом радикальном случае – свой язык, слова которого надо знать зрителю. Я подошёл проще и воспринял «Керосин» как зарисовку на тему современности. Как столкновение жизни настоящей и жизни уходящей. И слово жизнь на слово Русь в этом утверждении менять не буду. Вильям наш,Оккам, не разрешает. Но когда занавес начал опускаться, я увидел на нём такое, что все мои построения оказались перемешанными, как колбаса в салате оливье. Появились и мысли о символах, скрытых в картине. Тем не менее, останусь при своём мнении - всё-таки это зарисовка, а что хотел показать режиссёр, что он там зашифровал, пускай сам и рассказывает. Или пускай критики поработают.



         На обочине оживлённой трассы стоит домик бабушки Павлы. Ей, судя по внешнему виду, за восемьдесят. Типичная русская старушка этого возраста с полным набором болячек, с сократившимся до необходимого минимума хозяйством, и доживающая свой век в одиночестве – муж умер, дочь перебралась в город и только изредка приезжает к ней для уборки в хате, да и продукты кое-какие надо подбросить. Скромная, тихая, прибитая жизнью, как бы стесняющаяся того, что занимает на земле чьё-то место. В обычное  время Павла даёт ночлег дальнобойщикам, которые затовариваются в соседнем магазинчике. Но водкой и колбасой эти чуть ли не единственные покупатели прибыльным товарооборот не сделают, и магазин приходится закрыть. А закрытие привело к тому, что у старушки отрезали электрические провода, общие с магазином. Света нет, нужен керосин, а его теперь найти не просто. Отсюда и название фильма. Но он не о поисках горючего материала, всё сложнее.

          Мы видим небольшие фрагменты из жизни Павлы. За окном летит время, меняются времена года, а в её домике часы как будто бы остановилось. Русь, куда несёшься ты? Так и хочется задать кому-нибудь (хотя бы режиссёру) этот вопрос. Что мелькает за окнами избушки? Что это за жизнь? Что это за люди такие? С какой целью показывают нам ужасы современности в стиле известного режиссёра Лозницы? Не так мрачно, конечно и безысходно, как у «классика», в некотором роде лозница-лайт. Сонмище моральных уродов разной степени деградации и, как апофеоз, трое ослепших, похожих на зомби существ, мечущихся среди густой травы. И Павла, в центре всего этого без-образия, беззащитная, как божий одуванчик. Единственное светлое пятно в нашей действительности, кроме... но об этот позже. Настанет положенный час, уйдёт Павла в мир иной, сомкнётся над ней время, и даже памяти не останется. Вроде бы была...

          Что-то я всё об ужасах. На самом деле, осадок у меня вовсе не горький. Даже ближе к светлому. Не могу точно процитировать Анатоля Франса, но смысл передам, надеюсь, точно. Одним из персонажей у него был мудрый пёсик, который говорил (нет, думал про себя, скорее всего) так – люди и камни, приближаясь ко мне, меняются в размерах, один я остаюсь неизменным. Так и у нас – в центре всех событий находится Павла, а остальные персонажи мелькают и уходят. Старушка доживает свою жизнь, сны у неё путаются с действительностью, а умерший муж для неё до сих пор самый главный авторитет. Неважно, что при жизни он её поколачивал. Теперь это ушло на второй план – особенность ли это человеческой психики вообще, или же индивидуальности памяти Павлы? Боязнь обидеть мужа осталась, но всего лишь боязнь, близкая к заботе о нём – «не обидела ли я тебя чем-нибудь?».

          Чем меня зацепил этот фильм? Целым набором ассоциаций. Всё это я видел, и далеко не один раз. И таких аккуратных старушек, и такие хаты, и такие покосившиеся изгороди, побитые ветром, снегом и дождём, покрытые купоросного цвета наростами. Всё это отзывается, притягивает. Что я могу сказать о восприятии этого фильма человеком, для которого всё это чужое, незнакомое, не пережитое? Не знаю.

          А теперь о той самой, просто поразившей меня вещи. В конце фильма старушка   пересекается с одним олигархом, занимающимся нефтью. Зритель успевает услышать его пламенную патриотическую речь о том, что богатства страны принадлежат народу, и он не позволит чужакам распоряжаться ими. Затем старушку привозят в его загородный дом, скромный и без всяких излишеств, где он, если меня не подводит память, произносит ещё одну речь на ту же тему. Чего же ты хочешь, бабушка, спрашивает он. Мне бы керосинчику, отвечает Павла.  Мечта сбывается, и Павла получает от олигарха щедрый подарок - керосин. А, заодно, и поросёнка-медалиста с отличной родословной. Сюжет с олигархом торчал в фильме как инородное тело, как плохо подогнанная вставная челюсть. И вдруг, когда пошли титры, всё прояснилось: авторский коллектив выражает свою глубокую, даже, судя по размерам букв, глубочайшую признательность Роману Аркадьевичу Абрамовичу (Абрамович, кто забыл этого человека, фамилия, а не второе отчество). И тут пелена спала с глаз моих...

          Тем не менее, в моих впечатлениях этот факт мало что изменил. Не потрясло, но очень любопытно. Буду присматриваться к этому режиссёру. Во всяком случае, к разряду "чернуха" этот фильм причислить не могу. Отдельно отмечу исполнительницу главной роли. Я  считал, что это непрофессиональная, выбранная из жизни старушка. Оказалось, что у Елены Сусаниной это уже четырнадцатый фильм. Возможно, роли у неё были и небольшие, но всё равно не в первый раз, какой-то опыт есть. Во время съёмки Керосина ей было восемьдесят пять. На мой взгляд, сыграла она убедительно, почти без слов, но характер вылеплен объёмно. С чем поздравляю и её, и зрителя. Спасибо.

=======
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments