Очень легко и свободно фильм получился таким, что он находится вне времени, повествуя о простых человеческих судьбах, и расставляя житейские акценты в сложных и даже политических темах. Рекомендуется к просмотру всем неравнодушным к простому доброму кино, эстетике 80х, приглушённым тонам, и мелодиям финского ретро.
Герои будто бы застыли то ли в кризисе 90х, то ли чуть раньше, и не желают принимать изменившийся мир, а существуют в своих правилах и привычках. Они используют кнопочные телефоны, пишущие машинки, живут и работают в винтажных интерьерах, ездят на старых автомобилях, звонкам предпочитают личные встречи, банковским картам - хрустящие купюры, а уж музыка.... это невообразимая тоска по мелодиям то 20х, то 60х, и несбыточная мечта об Америке.
В этом мире всем заправляют мужчины, у них всегда находятся нужные знакомства, они без проблем помогают в беде даже незнакомым людям. Это поколение финнов, воспитанное в другой морали, и к нему принадлежит сам Каурисмяки. Всем актерам там примерно по 55-60 лет, и это самые натуральные финны, практически раритет.
Главный герой тоже вполне типичен: в самом начале он по-фински просто и немногословно бросает жену дома, и решает перестать продавать рубашки, а исполнить давнюю мечту открыть ресторан. Делает он это неспешно, с достоинством. Удивительно, что в Финляндии еще где-то остались места, не тронутые цивилизацией, по которым ездит наш герой.
Очень крутая сцена игры в покер в подпольном казино хорошо показывает зрителю обычные для фильмов Каурисмяки типажи: суровый взгляд, сигарета, костюм, аристократичные манеры, и при этом совершенно трешовая обстановка вокруг. Сюда можно добавить персонал ресторана, поскольку и они принадлежат к "миру Каурисмяки", живут по-старинке, ничего не меняя.
Среди "спокойной жизни", от которой героиня Кати Оутинен захочет сбежать в Мексику, внезапно появляется сирийский беженец Халид, но это не сильно мешает героям, а скорее добавляет комедийный элемент. Появляется больше шуток, связанных с такой необычной ситуацией: они прячут его, стараются помочь, при этом не забывая о своих делах. А ещё он делает акцент на том, что на дворе 2017 год, где есть сотовая связь, ноутбуки, хакеры, война, и центры для беженцев.
Сакари Куосманен исполняет главную роль, ему помогают (в ресторане) Янне Хюютияйнен и Илкка Койвула - они уже несколько раз работали с Каурисмяки. А в эпизодах можно встретить Вилле Виртанена (Sauna), Томми Корпела (Ikitie), Сулеви Пелтола (Paha Maa). Роли героев-беженцев играют, как я поняла, настоящие брат и сестра. Остальные - наверно, просто массовка.
В последние годы в финских фильмах всё чаще стали появляться герои-беженцы, а также "плохие парни" - противники миграционной политики властей. Это люди всех культур и верований, из разных стран, и очень странно слышать от них довольно хорошую финскую речь. Их истории рассказывают чаще спокойно, без острых углов, а вот Каурисмяки даже превратил такую сложную тему в добрую и забавную сказку, будто бы это не финны, а современные муми-тролли, и правда очень похоже.
Community Info