Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

"Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма)

-




24 октября на российские экраны выйдет лесби-мелодрама французского режиссёра  (или, как теперь принято выражаться, режиссёрки)  Селин Скьямма  "Портрет девушки в огне"  о  женской эмансипации, вовсю,  по мнению автора,  вступавшей в свои права в 70-е годы галантного 18-го века.  Благодаря любезности прокатчика   -  компании PRO:Взгляд  -   мне довелось погрузиться в бушующие волны запретной женской любви раньше, чем другим смертным, и всё бы хорошо, если б прокатчик, неизменно назначающий кинопоказы куртуазных кинолент на раннее утро, не был бы верен себе.   Утреннее сомнамбулическое состояние отключает все рецепторы и вырубает эмоциональную сферу ржавым рубильником, так что бушевание женских страстей на фоне суровой бретонской природы проходит как-то по касательной :((.  Воистину, утренние кинопоказы   -  это зло!

Селин Скьямма, как это нетрудно догадаться, не просто талантливый кинохудожник, но и гражданский активист, ревнитель гендерного равенства,  и  идеологический месседж для неё ничуть не менее важен, чем эстетическая сторона дела, а она, нельзя не признать, на высоте.  "Портрет девушки в огне" получил на Каннском фестивале приз за лучший сценарий, а эта награда  по умолчанию присуждается каннским жюри за  смысловую новизну и  интеллектуальные вызовы.  Право женщин на профессию, на самостоятельное творчество, на выбор приоритетов в личной жизни     -   актуальные вопросы сегодняшней общемировой повестки дня    -   два с половиной столетия назад даже в просвещённой Европе  абсолютному большинству казались  чем-то вроде ненаучной фантастики,  и  поэтому одна из двух главных героинь,  эмансипированная художница Марианна  с трубкой во рту и коробкой холстов, собственноручно спасённой ею из  ревущих волн во время кораблекрушения, кажется пришельцем из будущего, проделавшим двухвековой путь на машине времени.  В роли Марианны, присланной в богатый дворянский дом в качестве компаньонки для юной Элоизы, которую мать-графиня планирует насильно выпихнуть замуж    -   молодая французская суперстар Ноэми Мерлан,  попавшая в обойму и активно снимающаяся   (совсем недавно российский зритель открыл её в "Куриосе"  Лу Жене).  В роли  её  подопечной Элоизы    -   другое  юное дарование,  недавно  ворвавшееся во французский кинематограф, столь же раскованное и амбициозное,  Адель Энель,  муза и близкая подруга режиссёрки Скьямма,  что становится ясно с первых кадров и без изучения биографий в википедии.

По сюжету, Марианну приглашают в дом  не просто для того, чтобы  облегчить  вхождение в мирскую жизнь Элоизы, вчерашней затворницы-монашки, недавно покинувшей монастырь и принуждаемой матерью идти под венец.   Марианна должна украдкой нарисовать портрет своей новой подруги, которая наотрез отказывается позировать   -   приглашенный ранее в дом художник-мужчина потерпел фиаско, свидетельство которого,  испорченный холст с размазанным лицом,   Марианне демонстрируют, беря её "на слабо".  То, в чём не преуспел мужчина, должно покориться женщине.

С мужчинами в картине Скьямма вообще большие трудности.  Проще говоря, их нет.  Ни одного.  Видимо, они занимают столь пренебрежительно  малое место в системе жизненных ценностей автора картины, что присутствуют лишь в упоминаниях,  а чаще просто "имеются в виду".  В конце концов,  за кого-то Элоиза должна выйти замуж,  с кем-то Марианна познала телесную любовь, о которой приходится поведать подруге, да и хорошенькая служанка  явно не от Святого Духа беременна.  Судя по тому, что девушка старательно вытравляет плод  и  приходит к бабке,  делающей на дому аборты ржавой вязальной спицей, её мужчины на какую-то более серьёзную роль в отношениях не претендуют.   Абсолютно не заботит Селин Скьямма  и  восприятие  её творчества  зрителями-мужчинами     -    они настолько чужие в этом мире женских эмоций,  женской поэзии, женской физиологии с её месячными и абортами, женской сексуальности, что места им в нём нет,  да и не сильно-то хотелось узнать их мнение.  В частности, поэтому фильм никак нельзя считать политическим заявлением, манифестом феминизма    -  нет ни намёка на запреты, ограничения, дискриминацию, унижения, порождаемые мужским миром в отношении мира женского   -    мужской мир просто стёрт ластиком, вымаран с экрана и из сознания,  мужчины  вынесены за  скобки,  перемолоты в биореакторе.    Нет мужчин   -  соответственно, и нет создаваемых ими проблем.

Кстати, если вы решили, что фильм  эротический,  то, безусловно, промахнулись:   самое откровенное, что вы увидите, это поцелуй     -  весь эротизм, продемонстрированный нам, исключительно головной, интеллектуальный, ни одной расстёгнутой пуговки или нескромного прикосновения.  Вспыхнувшая страсть друг к другу двух столь внешне разных  фемин  (Скьямма подчёркивает этот визуальный контраст, наряжая брюнетку Марианну в красное, а блондинку Элоизу в зелёное)   на фоне заданной обстоятельствами неизбежности, казалось бы,  просто обязана привести к драматическому финалу.  Но  для режиссёра фабула, повороты сюжета имеют сугубо вторичное значение   -    она препарирует чувства и ощущения, заставляет кровь приливать к голове, а сердце колотиться,  переживать вместе с героинями любовный морок, постигать природу необычной страсти, которая  даже в условных реалиях 18-го столетия не выглядит запретной, а понимается и трактуется совершенно естественной.   В финале фильма  девушки попадают в оперный театр    -   для Элоизы это первое в жизни соприкосновение со светской, не литургической музыкой, первое знакомство с звучанием оркестра. играющего  "Лето" из "Времён года" Антонио Вивальди,  и  пережитый девушкой катарсис,  вызванный симфонической музыкой, оказывается стократ сильнее любовно-эротических переживаний.  Сцена, мастерски сыгранная Адель Энель, чья героиня, обычно сдержанная и скупая на эмоции, рыдает в театральной ложе, одна из самых сильных в фильме.

Забавное совпадение, не ускользнувшее от внимания зрителей Каннского фестиваля    -   в этом году две конкурсные картины  перекликались одна с другой:  в ленте молодого российского режиссёра Кантемира Балагова "Дылда",  в основе сюжета которой также нежная привязанность друг к другу двух наших соотечественниц, тот же колористический диалог красного и зелёного  (развязная, непосредственная и напористая Маша в красной гамме и меланхоличная, застенчивая и ведомая Ия в разных оттенках зелёного).   А мне бросилась в глаза ещё одна случайная и  от этого ещё более сакраментальная параллель   -  самая дискомфортная для зрителя, режущая глаз в фильме Балагова  сцена  соития  Маши с коллегой-врачом рядом с лежащей на той же кровати подругой, воспринимаемая как нечто совершенно неуместное и недопустимое, удивительным образом перекликается  со сценой аборта в картине Скьямма, когда рядом с юной оперируемой девушкой,  лишаемой возможности стать матерью,  на подушке копошится хозяйский младенец.   Вот и рассказывайте теперь, что  телепатии и передачи мыслей на расстоянии не существует.
Tags: каннский фестиваль, мелодрама, французское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments