?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
«Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» Златона Дудова (1932)
macroud wrote in drugoe_kino
16

По сценарию Бертольда Брехта и Эрнста Отвальта.

Первая и последняя в довоенной Германии открытая пропаганда коммунистической идеи. Так пишут в энциклопедиях. Пропаганда есть, но такая ли уж прямо коммунистическая? Да и пропаганда ли?.. Но все по порядку.

Итак, сюжет. Он сложнее, чем долгое время кажется поначалу.

Городская семья неплохого в прошлом достатка. С двумя взрослыми детьми.

Кризис. Безработица. Все сидят на пособии. Но пособия отменяют…

Мальчик мотается по городу в поисках работы. Но – тщетно…

Девочка весь день болтается в службе занятости. И тоже – тщетно.

Но мальчик мог бы быть поактивнее!

И мальчик выходит в окно четвертого этажа… Потому что ни грубость, ни вежливость, ни какая бы то ни было активность не помогают найти работу, когда ее нет, совсем нет.

И за квартиру давно не плачено. Но государство-то правовое – и потому выселяют по суду. Все честно, по закону.

Как жить-то дальше?

И тут на сцене появляется мужчина в полном расцвете сил, Фриц (Эрнст Буш), приятель девочки (И чем Герта Тиле не секс-символ? Просто тогда таких слов не знали.). Он предлагает свою дачу в старейшем дачном поселке под Берлином – в Куле Вампе. Заметим, Фриц не буржуин какой-нибудь, а рабочий.

Куле Вампе – поселок реальный. Основан в 1913 году. К моменту действия картины там под сотню домиков и триста жителей. И спортивная база.

В реальной жизни семейство отправилось бы прямиком на помойку. Но тут кино, законы жанра, так сказать. А то бы и фильму конец!

И да, не надо грязных намеков про плату натурой, про Мату Хари за тазик рыбы! Может быть, это любовь?

Правда, вот он, сука, жениться не хочет. Потому что, как принято у мужчин, сильно ценит свою свободу… И в окно, как младший брат, не выйдешь – престарелые родители похороны не потянут, и вообще ничего не потянут. Да и ребеночка жалко.

Но выбора у него, злодея, нет. И потому – сюр с помолвкой.

И уже впору в окно выходить ему… Впрочем, здесь момент темный: неужели такова сила общественного мнения? Или давление традиций? Или совесть заела? Нет ответа.

Или все-таки любовь? Ну, вот такая любовь?

И опять выручают. На этот раз подруга с работы – да, девочке нашей работу как-то найти удалось. А от несостоявшегося жениха, работу, кстати, потерявшего, поможет отвлечься спортивный клуб. Тот самый, с базой в Куле Вампе. На что опереться в трудную минуту, как не на плечо товарища? Во-о-от – ведь клуб, это совсем не только спорт. Самоорганизация масс, так сказать.

Ну, и разговоры, конечно. Не про политику даже, а про экономику. Из которой и вылезает политика.

А он? Он еще осознáет… Да и какая свобода за двенадцать марок в день, и те истаявшие?

В общем, не унывать и не отчаиваться! И еще… ты – не одна.

Все в наших руках – и наша судьба, и этот мир! Вполне позитивно в годину кризиса.

Теперь про нее, про пропаганду. Агитка, говорите?

Картина вышла в мае 1932 года. Что это было за время?

К 1927 году Германия, наконец, справилась с шоком от поражения в Первой мировой и восстановила уровень довоенного производства. Но в 1929 году разразился уже кризис мировой, та самая Великая депрессия, которая шарахнула по Европе разве что самую чуточку слабее, чем по Америке. Только, про Америку мы знаем, а про Европу – как бы нет. Германии, второй промышленной державе мира на тот момент, между прочим, досталось более чем. А ведь еще репарации, которые в 1931 г. со скрипом отсрочили под угрозой государственного дефолта… В 1932 году по сравнению с 1929 ВВП упал на четверть, промышленное производство – на 40%, безработица достигла 6 млн (50%!).

30 января 1933 года по предложению президента Гинденбурга Гитлер занял пост рейхсканцлера (а что, имел право – по итогам выборов его партия на первом месте). Через два дня был распущен рейхстаг и объявлены новые выборы. 5 марта 1933 года НСДАП победила, набрав 44% голосов (еще больше, чем в 1932 г.). И началось закручивание гаек.

То есть в фильме не абстрактные ужасы капитализма, специально утрируемые коварными коммунистами, а обыденность текущего момента: работы нет, денег нет, жрать нечего и выхода тоже нет, ну, кроме как в окно четвертого этажа!

Понятно, в таких условиях активизировались радикалы всех мастей – и левые, и правые. Отсюда распространение в клубе разного рода агитационной литературы и политически ангажированная художественная самодеятельность – всего лишь примета времени.

Итак, в фильме. Непосредственно за коммунистов никакой агитации нет. Бить буржуев никто не зовет. Фашистов бить тоже не призывают – про фашистов даже не упоминается (а ведь они в 1930-1931 годах популярнее коммунистов в полтора раза, а в 1932 году – в два раза!). Про революцию, хоть какую-нибудь, речи нет. Об СССР, в 1930 году окончательно решившем проблему безработицы, не заикаются.

А что есть? Есть заявление, что неправильный мир, который уничтожает лишние ввиду кризиса перепроизводства продукты и вот-вот начнет уничтожать лишних людей, нужно изменить, и изменят его те, кто этим миром не удовлетворены. И эти неудовлетворенные вроде как уже свое неудовлетворение осознали и почти решились. Ну, и мажорный посыл, что дальше все будет хорошо. И – всё!

Пропаганда? Если в контексте-то? Как сказать… Современный кинематограф и не такое выдает.

Совершенно то же самое про неудовлетворенность и готовность все изменить говорил и Гитлер. И говорил громче. Не потому ли он по популярности обошел Тельмана?

Просто картину сняли открытые коммунисты. И на очень болезненную тему. В этом все дело! Сняли бы фашисты или какие беспартийные, шла бы тогда речь о пропаганде?

Еще один момент, возможно, что и решающий – фактура фильма. Это фильм-плакат! Да, вот так.

Кинохроника, заголовки газет, вывески, афиши, витрины магазинов, рекламные объявления. Под стать им и пластика актеров. Все это искусно состыковано. Картина вполне могла бы быть немой – ничего бы не потеряла. Но музыка тоже вписана блестяще – в известном смысле она самый главный персонаж. И… темп!

Выдающийся фильм! Был бы попроще, может, и не заметили бы…

И еще. Именно в этой картине впервые звучит получившая впоследствии широчайшую известность «Песня солидарности» («Das Solidaritätslied»). В исполнении Эрнста Буша. И именно песня отвечает на вопрос в названии фильма.






promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…