Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

ЭТОТ ЖЕСТОКИЙ И НЕПОНЯТНЫЙ МИР

На идушем прямо сейчас кинофестивале на Стрелке случился уикенд, выпадающий в отдельную подпрограмму - два фильма великих киномастеров современности, две громогласные социальные драмы. Первый - МОЛОДОЙ АХМЕД братьев Дарденнов, второй - ИЗВИНИТЕ, МЫ ВАС НЕ ЗАСТАЛИ Кена Лоуча. Надеюсь, авторы не нуждаются в представлении. А про фильмы расскажу.

* * *

Дарденны никогда не отличались простотой своих фильмов. И вопросы они ставят сложные, и киноязык не из легких. При всей кажущейся лаконичности. Картина об арабском школьнике истово верующем в Аллаха и подпадающего под влияние молодого, искреннего, но фанатичного и недалекого проповедника-параноика не балует зрителя ни экшеном, ни ясными тезисами. Фильм - неторопливое наблюдение за жизнью подростка и попытка проникнуть в его внутренний мир.

2499

Но! И мне кажется, вот тут-то самое гениальное зерно киноленты...

[Spoiler (click to open)]

...во внутренний мир Ахмеда мы так и не попадаем. Перед нами закрытый черный ящик. Мы видим реакции, видим стимулы, но никак не можем понять, как они между собой связаны. В итоге постоянно ошибаемся в попытках предсказать сюжет. Как не могут подобрать ключик и постоянно ошибаются люди, пытающиеся понять и перевоспитать пацана - и те, кто делает это по долгу службы, и те, кто руководствуется велением сердца. Кульминация, когда зритель уже явно ожидает кровавой развязки, также зависает в воздухе. Финальный долгий чёрный кадр, выдержанный ровно столько, чтобы мы не спутали его с титрами, словно напоминает нам, что чужая душа - потёмки! А свобода воли - всё-таки непустые слова.

Несмотря на каннский приз за лучшую режиссуру, фильм пока не куплен к прокату в России. Да и мне кажется, вряд ли будет. И тема взрывоопасная, и фильм не кассовый. Но есть надежда, что будет показан на других фестивалях - например, на "Послании к Человеку", в чью тематику работа Пьера и Жан-Люка Дарденнов вписывается как нельзя лучше.

* * *

Несмотря на 83-летний возраст автора, картина Кена Лоуча поражает своей энергией. Социальная драма - по сути, по форме - напряженный психологический триллер, неотпускающий зрителя вплоть до титров. История про жестокие законы капитализма не нова, но всякое повторенье очевидно полезно, особенно нам, романтизирующим заграницу по поводу и без повода.

wx1080

На наших глазах разворачивается драма одной британской семьи, вполне обычной. Мать - социальный работник, с утра до вечера помогающая одиноким старушкам и инвалидам. Отец - шофёр службы доставки, сменивший на фоне затянувшейся безработцы целый ворох занятий, пока наконец не нашёл хоть какой-то шанс выскочить из банковской кабалы. К несчастью, относительно большой заработок оборачивается работой на износ, людоедские правила фактически разрушают семью, до некоторых пор дружную и любящую. Дети, которых конечно всё это тоже касается, протестуют каждый по своему. Сын-подросток прогуливает школу. Маленькая дочка начинает плохо спать по ночам.

Вся семья внезапно попадает в ситуацию из которой уже нельзя найти нормального выхода. Иллюзия, что надо потерпеть всего полгодика, а дальше будет легче, развеивается слишком быстро. Но деваться всё-равно некуда. Надо работать и платить, платить, платить... Плати или умри!

[Spoiler (click to open)]

То, на какой близкой дистанции снят фильм, поражает. Зритель начинает сопереживать героям с первых кадров, периодически сдерживая дыхание и слезы в наиболее острых сценах. Возможно, секрет в том, что все актеры - непрофессиональные и очень удачно подобранные. А возможно и в том, что  проблемы киногероев касаются всех нас, живущих в разных странах, но при одних и тех же диких законах рынка.

2019051822512412037a2e12

Меткое замечание Льюиса Кэролла о том, что нужно бежать, чтобы только оставаться на месте, давно перекочевало из Зазеркалья в нашу повседневную жизнь, да так, что мы порой и не замечаем всей это бешенной гонки. Фильм Лоуча напоминает и, я бы даже сказал, несколько отрезвляет. Ведь по сути, весь этот ад человека-рабочего организует человек-потребитель одним только своим желанием: "Я хочу это дешево и немедленно!" И тут есть над чем задуматься и поспорить...

Пара слов о названии. Sorry, we missed you - стандартная фраза на почтовых бланках, означающая, что почтальон не застал адресата дома. Но в контексте фильма может быть переведена и как "Прости, мы по тебе скучали" или даже "мы тебя потеряли". Игра слов, отражающая всю многослойную драматичность этой выдающейся работы Кена Лоуча. Дай бог не последней.

#strelka, #strelkafilmfestival, #strelkasummer, #КинофестивальНаСтрелке

Tags: #strelka, #strelkafilmfestival, #strelkasummer, #КинофестивальНаСтрелке, 2019, Братья Дарденны, Кен Лоуч, Кинофестиваль на Стрелке, каннский фестиваль, кинофестивали
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments