Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

«Безнадёжное дело Хаммаршёльда» (реж. Мадс Брюггер)

-




Датский документалист, писатель и телевизионный шоумен Мадс Брюггер семь лет назад взорвал Московский кинофестиваль своей кинопрохиндиадой «Посол»  -  он всегда баловался экспериментами с так называемым  методом «театральной журналистики», предполагающим умение перевоплощаться и под чужой личиной внедряться в различные социальные среды.   Его «Посол» был даже не кинокартиной, а настоящим авантюрным приключением, когда Брюггеру удавалось проникать в высшие слои общества африканских стран и творить там чудеса, вмешиваясь в межгосударственные отношения,  разоблачая коррупцию и попутно снимая свои развлечения на камеру.  И сегодня Африка не отпускает Брюггера,  заинтересовавшегося одной из самых  загадочных тайн века    -   странной гибелью  генсека ООН Дага Хаммаршёльда, разбившегося на самолете 18 сентября 1961 года близ африканской  Ндолы.  Докопаться до истины в деле, которое уже почти 60 лет считается «висяком»  -  проект сколь амбициозный, столь и опасный, и в этот раз Брюггер действует от своего имени и привлекая партнера  -  шведского частного детектива Йорана Бьоркдаля.  Ошеломительные результаты их авантюры легли в основу документального киноприключения «Безнадёжное дело Хаммаршёльда», получившего на Санденсе-2019  приз за лучшую режиссуру в международном документальном конкурсе.

Собственно, в том, что авиакатастрофа на самом деле была спланированным убийством, никакой особой сенсации нет    -   невзирая на то, что в 60-е следствие быстренько свернули,  общественное мнение во всём мире и так было уверено, что крушение подстроено американскими спецслужбами.   Но неуёмный Брюггер в поисках документальных подтверждений очевидного вгрызается в такие бездны, попутно вытаскивая на свет Божий одну сенсацию-бомбу за другой, что поневоле начинаешь беспокоиться за его жизнь и здоровье.   Его фильм построен как увлекательный детектив с розыском документов, свидетелей, виртуозными попытками разговорить тех, кто не хочет разговаривать  (гибель Хаммаршёльда вот уже почти шесть десятилетий окружена заговором тягостного молчания)  и проникнуть туда, куда посторонним вход запрещён.  Кто-то из критиков уже успел определить жанр фильма как мокьюментари, но это, на мой взгляд, неверно   -  в нем нет постановочных эпизодов, выдаваемых актерами за реальность, но зато Брюггер для создания антуража, не располагая большими средствами для съёмок, активно использует анимационные вставки и другие ухищрения, позволяющие серьёзно минимизировать расходы.  Кроме видеокамеры, весь реквизит африканской экспедиции состоит из двух пробковых шлемов, двух лопат и металлоискателя.  Чтобы акцентировать внимание зрителей на наиболее важной, с его точки зрения, информации, он нанимает двух чернокожих аппетитных секретарш  (гедонизм и забота о собственном удовольствии всегда были Брюггеру свойственны) и надиктовывает им всё главное. 


Критики художественного метода Брюггера и его способов привлечения зрительского внимания ворчат, мол, парень горазд придумывать сенсации на пустом месте, например, сюжетная линия с  «обломком самолёта»   -  куском железа,  испещрённым характерной формы отверстиями   -   была изначально режиссёром запущена для раздувания интриги, хотя он изначально знал, что это кусок ржавого автомобиля.  Но такие невинные режиссёрские шалости никак не могут принизить или обесценить расследование. 

География режиссерских путешествий обширна   -  в поисках разгадки  Брюггер с Бьоркдалем объезжают пол-Африки, не говоря уже о съемках в США, в том числе в здании ООН, где  нетрезвые дипломаты и сотрудники  на плохом русском распевают  «То не ветер ветку клонит….»   Отталкиваясь от личности самого Хаммаршёльда и вычисляя, кому может быть выгодна его смерть, Брюггер перебирает все варианты, причём «советский след» отметая сразу как версию негодную  (несмотря на то, что считает СССР особой формой колониализма).   О качестве официального расследования ООН  африканской трагедии  можно судить хотя бы по той детали, что в  1961 году чернокожих не воспринимали как полноценных свидетелей и не опрашивали (!), а все записи диспетчера были сразу уничтожены.  Не смутил официальных следователей тот факт, что все разбившиеся на самолёте сгорели до золы, тогда как тело генсека ООН практически не имело повреждений,  а на шее у него лежала «карта смерти» -  туз пик. 

По классическим правилам авантюрного детектива Брюггер раздувает интригу, несколько раз пуская зрителя по ложному следу и подсовывая ему всё новых и новых кандидатов в убийцы.  Тем не менее, никакой литературщиной здесь и не пахнет:  каждая новая фамилия  -  результат скрупулёзного изучения источников, в том числе и секретных, которые приходится всеми правдами и неправдами добывать.  Упоение процессом не заслоняет, однако, цели расследования.   Длинная цепочка доказательств приводит Брюггера и Бьоркдаля к выводу об организации крушения силами ЦРУ  (в чем, собственно, и так никто не сомневался),  но тут-то и начинается самое интересное.  В ходе своих изысканий в ЮАР режиссёр  выходит на материалы Комиссии по преступлениям апартеида, где о факте планирования ЦРУ убийства Хаммаршёльда  (авиакатастрофа была лишь одним из рассматривавшихся вариантов)  говорилось вскользь, но зато содержались прямые указания на исполнителей   -  созданную американскими спецслужбами секретную организацию  с невинным названием Южноафриканский институт морских исследований  (SAIMR) с широким профилем деятельности    -  от государственных переворотов и заказных политических убийств до запрещенных медицинских экспериментах на чернокожем населении, в частности, массового заражения африканцев СПИДом .  Брюггер разыскивает бывших сотрудников организации  -  наёмных убийц на пенсии, ведущих спокойную дачную жизнь, из некоторых ему удаётся вытянуть сенсационные признания, ну а самым кровавым убийцей, разумеется  -  по классическим канонам драматургии!   -  оказывается самый милый дедушка - божий одуванчик.

Презентованный режиссёром вывод  -   Дага Хаммаршёльда убили в интересах крупных мировых корпораций   -   конечно, не поражает оригинальностью и новизной,  но впервые в расследовании убийства появляется имя конкретного исполнителя,  а также раскрываются сотни других преступлений империализма, совершенных законспирированной сетью, финансируемой евроатлантическими правительствами.  Неплохо для двухчасового докфильма, правда? Скептики, ворчавшие о компрометировании Брюггером жанра расследования, посрамлены, ведь мало кто в здравом уме возьмётся отрицать роль американских и европейских спецслужб в дестабилизации мира.  Датский шоумен и авантюрист Брюггер снова на коне, а официальное расследование ООН гибели Хаммаршёльда, вы удивитесь, формально ещё продолжается.
Tags: 2019, ММКФ, датское кино, документальное кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments