Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

«Адвокат» (реж. Рейчел Ли Джонс и Филипп Беллэш)

-





Ещё один подвижник     -     Леа Цемель, героиня фильма маститых и увенчанных наградами документалистов Рейчел Ли Джонс и Филиппа Беллэша  «Адвокат»,   знаменитый палестино-израильский адвокат, в силу убеждений ведущий дела в основном палестинцев     -    в Израиле таких  можно пересчитать по пальцам одной руки.  Для половины страны она культовый персонаж, почти полубог,  для другой половины   -  адвокат дьявола и сама  исчадие ада.  «Адвокат»  -  её фильм-портрет.  Откровенно говоря,  он постоянно сбивается на то, чтобы стать двойным портретом:  ведь муж Леи, Мишель Варшавски, философ-антисионист, журналист, политик,  левый активист, коммунист, троцкист  в стране известен чуть ли не побольше своей жены,     -    режиссёры намеренно дозируют монологи Варшавски, дабы не сбиться со сценарного замысла, фильм всё же не о нем,   -    хотя закадровый текст, иллюстрирующая рассказ архивная кинохроника, изобилие исторических вставок, проливающих свет на те или иные страницы истории  Палестины,  в которых Леа Цемель и Мишель Варшавски фигурируют вместе,   то и дело  превращают портрет героини в семейный портрет двух знаковых для страны благородных людей. 

Не погружённый в палестино-израильский контекст зритель поначалу удивляется изобилию вкраплённых в ткань фильма анимационных вставок, идущих с первых же минут:  значительную часть «Адвоката» составляют кадры из судов и тюрем, где операторы обязаны заблюривать лица,  но потом понимаешь, что рисованная анимация, занимающая чуть ли не треть экранного времени, и эксперты, выступающие инкогнито,   неспроста    -   в раздираемой ненавистью и враждой стране,  когда накал страстей не спадает десятилетиями, и  каждый рискует в любой момент быть убитым или искалеченным,   лучше маскировать лица на экране, особенно если речь идет о громких делах, связанных с насилием, убийствами, терроризмом. 

Авторы фильма перемежают съемки 70-летней  Леи в режиме реального времени со кадрами хроники, отрывками из телепередач:  вот она в своем адвокатском офисе  (цепкий зритель обратит внимание, что еврейка Цемель  делит одно помещение с арабским юристом, что для Израиля вещь практически невероятная, а помогают ей молодые люди как еврейской, так и арабской национальности,   -   то, что для обычного человека кажется вполне естественным и единственно возможным, в нынешнем предельно сегрегированном израильском обществе предосудительно и странно).  Отрывки из телеинтервью Леи Цемель разных лет, от 1960-х до 2010-х, сменяют друг друга, и везде она комментирует только что проигранный ей процесс:  то, что в сионистском государстве у палестинца практически нет шансов  на  справедливый суд, для неё давно уже стало неизбежной данностью,  -  «безнадёжная бунтарка», говорят о ней в лифте тель-авивского суда.    «Для нас попасть на встречу к подзащитному  -  и то большая удача, а скостить хоть один год из пятнадцати  -   за счастье,   -  говорит Леа.   -  Мы   -  оккупанты и пожинаем закономерные плоды оккупации, мы отняли у арабов землю и виноваты перед ними априори, а они априори имеют право на защиту  -  кто дает мне право судить людей, сопротивляющихся оккупации?...». 

Авторы довольно подробно знакомят зрителя с историей формирования воззрений героини:  в 1967 году студентка Леа Цемель пошла добровольцем на войну,  позже была отправлена патрулировать оккупированные территории, где увидела беженцев, изгнанных, обездоленных, где ей открылась правда о сути сионистской политики на палестинской земле.  После того, как у Стены плача жилой арабский квартал снесли вместе с людьми, вступила в Мацпен   (на кадрах хроники полувековой давности  -  юная Леа на демонстрации Мацпена с плакатом  «Да здравствует единство арабо-еврейской борьбы!»). 

Совершенно очевидно, что авторы фильма «Адвокат» ставят перед собой просветительскую задачу  -    ведь для того, чтобы понять основной сюжет, снимаемый в режиме реального времени,  нужно погрузиться в палестино-израильский контекст последнего полувека.   Достаточно подробно,  в шершавой чёрно-белой хронике  показаны  самые громкие судебные процессы  с участием героини.  Дело «сирийского подполья» (оно же дело «Красного арабо-еврейского фронта»), когда впервые целую группу марксистов, евреев и арабов, во главе с Уди Адивом и Даудом Турки, после страшных пыток в тюрьме обвинили в связи одновременно с сирийскими спецслужбами и Народным Фронтом Освобождения Палестины и посадили на большие срока   -  именно тогда была обнародована методическая брошюра ШАБАК о том, как правильно пытать заключённого, не оставляя следов.  Дело «Бейт Хадасса» по обвинению группы арабов в массовом убийстве в Хевроне  -  всех тогда приговорили  к пожизненному заключению, а главного адвоката, беременную Лею Цемель, били и оплёвывали на улице.  Дело «Альтернативного информационного центра», когда по обвинению в связях с палестинским движением был арестован муж Леи,  Мишель Варшавски.  Без такой ретроспективы зрителю будет трудно понять условия, в которых работает героиня сегодня. 

В фокусе внимания режиссёров   -   два последних дела  Леи Цемель.  Первое  -    покушение на убийство 13-летнего мальчика в ходе драки, в котором обвинён его также 13-летний сверстник  (по израильским законам, лица моложе 14 лет не могут содержаться в СИЗО и тюрьмах, но парня держат в кандалах и постоянно избивают).   Не дожидаясь первого допроса малолетки, Нетаниягу по телевизору объявляет подростка виновным  («Это террорист с лицом ребёнка!»),   - случай, беспрецедентный даже для Израиля   -  и начинается травля семьи.  Мы видим кадры яростной телевизионной полемики Нетаниягу с Абу Мазеном,  израильская сторона пускается во все тяжкие   -  транслирует на всю страну кадры  жесточайшего допроса подростка с пробитым черепом, а также живого потерпевшего    -   несмотря на то, что парень живёхонек, пропаганда именует дело исключительно «делом об убийстве».     Второе дело  -    палестинку Исру Джабис обвинили в покушении на израильских военных: вблизи блокпоста она потеряла управление машиной, а вскоре  раздался взрыв, в результате которой женщина потеряла 60% кожного покрова, у неё расплавились руки, обезображено лицо.  В итоге оба дела были рассмотрены судом в отсутствие адвоката Цемель, что само по себе грубейшее нарушение, подросток получил 12 лет тюрьмы за убийство, которого не было, а  женщина   -  11 лет «за преступное намерение», от которого пострадала она одна.  «Мне надо заказать визитки:  Леа Цемель, loosing lawyer», -  горько усмехается героиня, обаяние и харизма которой   заставляют зрителя прилипнуть к экрану не меньше,  чем обстоятельные экскурсы в историю.

Неделю назад фильм  "Адвокат" получил главный приз Московского Фестиваля Еврейского Кино в номинации "лучший документальный фильм"
Tags: 2019, ММКФ, документальное кино, израильское кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments