Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Category:

«Полночный путник» (реж. Хассан Фазили)

-





Беженцы и вынужденные переселенцы, изменяющие облик планеты, ещё долго будут темой номер один в мировом кино и особенно в документалистике.    В титрах фильма афганского театрального и телережиссера и документалиста  Хассана Фазили   «Полночный путник» помимо его самого операторами и продюсерами указана вся его семья   -  жена и две малолетние дочери:  весь рассказ о собственных злоключениях снят семьёй Фазили на три мобильных телефона.  Именно такая необычность формы вкупе со сверхактуальным содержанием  были удостоены  спецприза жюри в международном конкурсе Санденса и упоминания  жюри Берлинале-2019.   Кто-то из критиков ухитрился маркировать фильм как роуд-муви, но прозвучало это как-то издевательски,  -  хотя, наверно, вся жизнь современного беженца, бегущего от обстоятельств и не имеющего конкретной точки назначения, и есть сплошной роуд-муви…. 

Пожалуй, предыстория фильма даже интереснее самой картины  -  сначала арт-кафе, которым владела семья режиссёра, было закрыто талибами после жалобы муллы и коллективного намаза жителей о «богохульном заведении».  Затем Хассан Фазили имел неосторожность снять документальный фильм о своем друге, с которым оказался по разные стороны баррикад    -  друг подался в талибы, а Фазили остался светским интеллигентом.  Большая часть героев фильма впоследствии была истреблена самим Талибаном, друг режиссера был взят в плен правительственными войсками и через полгода умер в тюрьме «Баграм». Таким образом,  на интеллигентного режиссера в очках Хассана Фазили объявил охоту Талибан, назначив денежную  награду за его голову  (да, именно тот Талибан, с которым настойчиво уже двадцать лет пытается подружиться российское внешнеполитическое ведомство). Семья Фазили фиксирует на свои мобильники весь длинный и полный невзгод путь по миру в поисках пристанища, попутно любуясь друг другом и какими-то чисто семейными, домашними мелочами  (больше половины смонтированного материала  чадолюбивого Фазили    -   крупные планы, болтовня и игры его девчонок, Захры и Наргис). 


Если отжать всю сентиментально-семейную часть видеоряда, то «Полночный путник» мог бы рассматриваться как приговор бюрократическим и репрессивным системам  азиатских и европейских стран, от Таджикистана до Венгрии,  крайне недружелюбным и даже враждебным к непрошеным гостям, ставших такими не по своей воле.  Примечательно,  однако,  что сам Фазили никак не педалирует свое возмущение, недовольство, усталость, его описание маршрута и невзгод в пути абсолютно бесстрастно и скорее напоминает какой-то игровой квест:  14 месяцев добивались убежища в Таджикистане, не добились, оттуда были депортированы обратно в Афганистан  (в кадре жена, при въезде в Мазари-Шариф поспешно натягивающая голубую бурку)   -     оттуда удалось уехать в Иран  (Фазили, не желая больше быть причиной  арестов и гибели людей, снимает всех, кто ему помогал в пути, с заблюренными лицами)    -    из Ирана в Турцию  -  из Турции в Болгарию  (самые яркие эпизоды   -  пеший переход границы и неудачная попытка нарвать гнилых слив в чужом саду)    -   на границе их арестовывают, отправляют сначала в лагерь для беженцев в Софии, затем в лагерь «Овча купель»  (почему-то с наивысшими проявлениями агрессии наши страдальцы сталкиваются именно в Болгарии:  болгарские нацисты при молчаливой поддержке полиции атакуют мигрантский дом с криками «Всех вон, депортировать без суда!», «Мы нация, мы наступление!»)     -  затем 400 километров до Сербии  (надолго застряли в лагере «Крняча» без каких-либо перспектив)   -  затем 560 дней в венгерской транзитной зоне Рёске.  На момент монтажа фильма  никакого ответа от венгров получено не было, и лишь после съёмок пришли документы о долгожданном убежище.  Квест занял больше трех лет, и маленькие Захра и Наргис в финальных кадрах уже вполне себе барышни. 

Все политические и идеологические выводы зритель делает сам   -  фильм Фазили никого не обличает, лишь устало фиксирует все пункты хождения по мукам,   -  складывается впечатление, что режиссёр хотел снять своеобразный путеводитель для своих собратьев по несчастью, наполненный лайфхаками, полезными советами и неизбежной для каждого следующего по «Балканскому маршруту в Европу» беженца топонимикой.  Для того, чтобы стать таким «путеводителем», или, пуще того, политическим высказыванием, фильм Хассана Фазили слишком перегружен женой и детьми в разных ракурсах, что не позволяет ему вырваться за рамки жанра семейной драмы.     
Tags: 2019, ММКФ, документальное кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments