Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

«Анатолий Крупнов. Он был» (реж. Дарья Иванкова)

-




Не обошёл стороной документальный конкурс 41-го ММКФ и биографический жанр. Велика и многолика Россия, и населяют её разные люди:  для одних лидер группы «Чёрный обелиск» Анатолий Крупнов  («Крупский»)   -   культовый персонаж 90-х, другие его фамилию впервые услышали сегодня, в дни премьеры полнометражного дебюта  Дарьи Иванковой  «Анатолий Крупнов.  Он был».  Как бы там ни было,  -  с тем, что рок-идол Крупнов  был блестящим и харизматичным басистом, вокалистом, композитором и ярким символом эпохи, трудно поспорить,  и  его документальная биография    -  не только эмоциональный портрет человека и художника, но и точный, хотя и слегка размашистый, портрет времени, эпохи переломных 90-х  -  лихих и трагических, весёлых и страшных. Жанр ленты можно определить как  «апологетический байопик»    -   Иванкова не пытается скрыть, что искренне и горячо влюблена в своего героя, которого она никак не может помнить при его яркой, но короткой жизни:  когда Крупнов в 1997 году умер, режиссёру было шесть лет. 

Композиционно  фильм собран из архивных съёмок, записей концертов всех коллективов, в которых успел  потрудиться неуёмный, не доживший до 32-х лет Крупский  («Черный обелиск»,  «Крупский сотоварищи»,  «Неприкасаемые», «ДДТ», «Воскресение», «Шах»),  интервью с двумя его жёнами и сыном, воспоминаний соратников по рок-сцене (в фильме говорят Гарик Сукачёв, Дмитрий Варшавчик, Юрий Шевчук, Сергей Воронов, Андрей Пастернак, Юрий Алексеев, Константин Кинчев), а также отрывков из немногочисленных  телепередач     -    даже в  90-е  лучшие образцы русского рока были неформатны для  телевидения, оставаясь по сути андеграундным культурным явлением. По злой иронии судьбы, единственное полноформатное ТВ-интервью,  данное Крупновым «Акулам пера» в феврале 1997 года, станет для музыканта последним    -   он умрет через несколько дней после его записи.   Иванкова нарезает несколько знаковых фрагментов передачи, где Крупнов излагает свое кредо, по-гамлетовски философствует, пророчествует, со спокойной улыбкой рассуждая о смерти, с которой ему совсем скоро предстоит встретиться.   «Он был»   -  слова, вынесенные автором фильма в название   -   это придуманная самим Крупновым формулировка собственной эпитафии, шутливый ответ на журналистский вопрос. 


Ни несколько старомодная манера съемки и монтажа, ни отсутствие у Иванковой новомодных кинематографических приёмов и технологий, ни практически полное единодушие в восприятии героя у рассказывающих о нем современников  не мешает зрителю, впервые узнающему о существовании рок-музыканта Крупнова  с первыми кадрами фильма,  к моменту финальных титров искренне влюбиться и в экранный образ, и в Крупнова-человека   -    именно так нужно снимать киноапологии.   Нежные и трепетные интонации  рассказчиков, безусловно, попадают в абсолютный резонанс с влюбленностью режиссёра Иванковой.  Прекрасен сам Крупский, прекрасны и все любящие его    -    умело выставленный свет превращает заброшенную квартиру, в которую Иванкова приводит поностальгировать первую жену героя и его сына Владимира, с выражением читающего стихи и письма отца, в волшебное пространство, в святилище.  Из Сукачёва, Шевчука и Варшавчика, со слезами обожания вспоминающих своего друга, исходит волшебный внутренний свет.   Волшебно всё, связанное с героем,  -  его джинсы, гитары, усилители, рваные ботинки,  вокруг него крутится мир,  и на всё важное,  актуальное, злободневное  мы смотрим его глазами. 

Исторические события, определившие облик эпохи, со всей их драматичностью и трагизмом  проходят у Иванковой как бы фоном к портрету,  служа инструментом и материалом для её импрессионизма, но без них фильма бы не получилось   -  ведь ни один художник не  живет и не творит в безвоздушном пространстве, вне исторического контекста.   Вот молодые и зелёные русские рокеры сопереживают грузинам  на митинге за отделение Грузии  1988 г. в Тбилиси   (трагедии русского рока и его деятелей, от души поучаствовавших  в вакханалии разрушения собственной страны, никто не отменял…).  Вот  следующий, уже внутрироссийский этап саморазрушения   -  акция «Рок на баррикадах» в августе 1991-го   -    в кадре молодые и глубоко нетрезвые Кинчев, Крупнов и Гарик Сукачёв кричат «Мы победили!»,  и тут же архивные кинокадры перебиваются крупным планом сегодняшнего Сукачёва, постаревшего, со слезящимися глазами, говорящего с горечью:  «Когда мы прыгали на баррикадах, под землей шел банкет с красной икрой, делили власть… Никто не победил, все проиграли….» 

Рокеры, благополучно дожившие до нынешних дней, сегодня сами смотрят на экранных себя тех времен с самоиронией    -   недаром Шевчук констатирует смерть русского рока, а значит, в значительной степени и себя самого:  «Русский рок умер, потому что был некачественным и пьяным».  Уничтожающие характеристики верны лишь отчасти   -  пьяным русский рок был всегда  (и тот же Крупнов, как и десятки своих собратьев по рок-сцене, умирает от нездорового образа жизни), а вот некачественным   -  вряд ли.  По крайней мере, был самобытным и самостоятельно пробивал себе дорогу, о чем Крупнов говорит в том самом знаменитом предсмертном телеинтервью:  «Я сам себе продюсер, в меня никто копейки не вложил». 

Внимательный и цепкий зритель порадуется и другим приметам времени, любовно найденным Иванковой и вплетенным в ткань фильма:  прекрасна юная Тина Канделаки, с придыханием берущая у Крупнова интервью, не вырубишь топором слов Отара Кушанашвили  «Крупнов   -  пьяная свинья», и прочие милые мелочи, без которых портрет эпохи был бы неполным. 
Tags: 2019, ММКФ, биография, документальное кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments