?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
ММКФ-2019. ДЕНЬ 1. ПЕТЕРЛОО (реж. Майк Ли, 2018)
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
Чутьё меня не обмануло. И картина британца Майка Ли оказалась грандиозной! Снятая по классическим лекалам историческая реконструкция с миллионными декорациями и костюмами, с редкими, но фантастическими пейзажами, с десятками действующих персонажей и вкуснейшей английской речью.


Драма посвящена скорбным и постыдным событиям 200-летней давности случившимся в английском Манчестере через несколько лет после победы Британии над Наполеоном. Доведенные голодом, безработицей и абсурдными законами до отчаянья десятки тысяч жителей города и его окрестностей собрались на главной площади чтобы потребовать радикальных реформ - всеобщего избирательного права и наличия собственного представительства в парламенте. Собственно, требования эти не были уникальными, и раздавались на тот момент по всему королевству. Но именно положение на севере Англии было наиболее острым. Власти, имея перед глазами недавний пример Французской Революции, обоснованно боялись мятежей. В регион ввели войска, в том числе и героев знаменитой битвы при Ватерлоо. В итоге всё кончилось кровопролитием, вошедшим в историю как Манчестерская бойня или Петерлоо - по названию площади Св. Петра, на которой и развернулась дикая трагедия: пара десятков человек были убиты, сотни ранены.


Режиссёр Майк Ли, практически не обращавшийся ранее к политическим темам в своих работах, (чем разительно отличался от своего не менее именитого собрата по цеху Кена Лоуча), в этот раз снял картину, которая сама суть политика в чистом виде. И сделал это, повторюсь, грандиозно!

Недолгое вступление призвано показать зрителю контекст - солдаты, возвращающиеся домой, ткацкие мануфактуры, спровоцировавшие кризис перепроизводства, гигантское социальное и экономическое расслоение в обществе, где жизнь рабочих была на грани нищеты.


Затем автор делает несколько рискованный, но главный смыслообразующий ход - он даёт голос каждому персонажу своей картины. Каждому! Мы видим и слышим бесконечные разговоры людей между собой, выступления ораторов, споры и интриги. Повсюду - в кабаках, на кухнях, в министерствах, в парламенте. У каждого своя точка зрения, у кого радикальная, у кого умеренная, у каждого свой характер, кто наивен, а кто рассчётлив, кто с презрением относится к людям, а кто полон гуманистических идей. Ли показывает реальную политику во всей палитре полутонов. И это, конечно, гениально! Так мощно, по-моему, в игровом кино реальную политику ещё не показывал никто. Здесь, конечно, требуется от зрителя определенная концентрация и усилие, потому что час с лишним кроме этих разговоров на экране почти ничего не происходит. Но это самая важная часть! Людские сомнения, страхи, отчаяние и надежды - вот что в фокусе внимания. Мы видим, как одни озлобляются, другие же остаются приверженцами мира. Мы видим как непросто договориться людям, которые, казалось бы, за одно. И как у них это получается. Всё это важно.


Ловлю себя на мысли, что изначально и подсознательно шёл на этот фильм скорее ради кровавого экшена и военной романтики. Ради выстрелов ружей, потных лиц, гарцующих коней, красивых мундиров в грязи... Всего этого в развязке я так и не увидел. Точнее, не увидел во всём это ни экшена, ни романтики. Дикая, жуткая, бессмысленная бойня, в которой люди напрочь теряют в себе людское и обнажают животное. Ли, слава богу, показывает всё это без лишней жестокости, не пытаясь угодить любителям зрелищ, не смакуя, подобно Эйзенштейну с его лестницей и коляской, каждый трагический момент. Более того, на экране мы видим событие куда меньшего масштаба, чем оно было в реальности - скорее по экономическим соображениям, но не исключено, что и по вполне человеческим. Толпа на экране - около тысячи статистов, в реальности их должно было бы быть раз в 50 больше. И разгонять их должны были не пара десятков всадников и стрелков, а несколько сотен. Масштаб реальной трагедии совершенно другой. Хотя поверьте, и того, что было на экране - достаточно.


Сказать после всего этого, что "Петерлоо" - шедевр, значит свести данную работу исключительно к картинке. О да, она безумно красива даже в самых мерзких моментах: краски, тени, работа камеры - всё это работа мастера! И её видно с первых же кадров. Но куда примечательнее и интереснее, на мой взгляд, титанический труд авторов фильма (не только режиссера) по тщательной реконструкции событий, бросающих постыдное пятно на собственную историю. Подобная художественная смелость встречается нечасто и доступна только поистине свободным личностям.


Прискорбный и банальный вывод, который я вынес с фильма - люди не меняются, а историю нужно знать. Через сто лет после Манчестерской бойни в России случилась своя, Кровавое Воскресенье. А еще через сто лет - Болотная. Те же дикость и жестокость, самодовольные лица мясников в форме на фоне совершенной потерянности и беспомощности людей. Те же репрессивные законы и преследования, случившиеся сразу после... Дальнейшие аналогии призываю провести самостоятельно после просмотра.

А я, дабы не заканчивать на грустных размышлениях расскажу ещё один маленький, но значимый факт об авторе. Майк Ли едва не стал уникальным режиссёром, обладателем главных призов трёх самых престижных европейских фестивалей, получив каннскую пальмовую ветвь за "Тайны и ложь", венецианского льва за "Веру Дрейк" и имел шансы завоевать берлинского медведя с "Беззаботной". Но, гипотетически, ещё может. Дай бог ему здоровья и сил!





promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
  • 1