?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Шаффнер. Мотылек (1973)
pasha_popolam wrote in drugoe_kino

На этот фильм я наткнулся случайно, по запросу «кино по реальным событиям». Позже я конечно понял что для релизеров подобная надпись служит исключительно рекламным трюком, но и то что мне попалась эта картина нисколько не пожалел, не пожалел так же и о том что смог познакомится с несколькими фильмами Франклина Дж. Шаффнера.

Теперь уже вряд ли возможно точно установить, являются ли события изложенные в фильме и в книге Анри Шарьера, по которой и снимал Шаффнер, реальными, они похоронены вместе с автором, а так же в архивах французской юстиции. По здравому размышлению, сценарий фильма скорее представляет собой сагу, частично присочиненную, а впоследствии пересказанную, переработанную и дополненную, но черт возьми как же все красиво получилось.

Многие сравнивают «Papillon» с известным фильмом Дарабонта «Побег из Шоушенка», который в свою очередь, многие издания вознесли чуть не на самую вершину. Я же в своей собственной субъективной таблице «Мотылька» ставлю выше, и это не только потому что кинематограф семидесятых – моя слабость, на самом деле считаю «Мотылек» сильнее и в плане актерской игры и в постановке тоже. Если сравнивать эти два фильма, «Мотылек» представляется мне более зрелым, серьезным произведением, а «Побег» соответственно «мультяшным» что ли, хотя и он достаточно своеобразен и по своему интересен.

Теперь отмечу то что, по моему является сильными компонентами фильма. Самой, на мой взгляд, большой удачей явилась для Шаффнера игра Маккуина, можно смело сказать, что актер и так достаточно талантливый, харизматичный, всегда привлекающий внимание, в «Мотыльке» просто прыгнул выше головы. Его игра здесь достойна самой серьезной драмы, коей собственно «Мотылек» и явился, благодаря актерам в большей мере. То же самое можно сказать и о Хофмане, с той лишь разницей, что он просто держал планку и выложился по полной.

Еще одним сильным моментом явилась идея изменить сценарий с одного (как в книге) на двух героев, этим Шеффнер без всякой зауми, на пальцах, наглядно усилил главную идею, а именно «добивается тот кто действует», «тот кто опускает руки – сломался».

Ну и конечно сильной стороной явилась сама постановка, это просто работа зрелого, высокопрофессионального режиссера. Большое внимание к деталям, динамика, много необычных, оригинальных решений. Саундтрек идеальный, собственно музыка Голдсмита и была выдвинута на премию, почему не выдвинули хотя бы Маккуина – большая загадка. Хотя для меня лично это никакого значения не имеет.

Небольшое отступление на биографию режиссера, так как здесь, мне кажется, кроется специфика его творчества и «Мотылек» как одна из его вершин. Шаффнер сам по себе был цельной, сильной личностью, к слову, служил на флоте и принимал участие в боевых действиях. И актеров в свои фильмы брал харизматичных, не боялся каких то терок и столкновений.

Таким был Стив Маккуин, таким был и Джордж Скотт, сыгравший в следующем фильме Шаффнера, на мой взгляд недооцененном «Острова в океане» «Islands in the Stream» поставленном в 1977 году, по роману Хемингуэя.

«Острова в океане» составленный и отредактированный женой писателя после его смерти в 1970 году, резонно считается автобиографическим, и фильм Шаффнера, на мой взгляд, наиболее точно передает дух произведения. И тоже благодаря актеру сыгравшему в главной роли – Джорджу К. Скотту, человеку сложному, с неуживчивым характером и яркой харизмой, даже количество жен и детей у него было под стать самому Хэму.

Да, по большому счету, чувствуется что конечно книга была «сведена» не автором и имеет некоторую незавершенность, то же самое можно сказать и о фильме, однако то что и книга и фильм имеют мощную авторскую драматургию абсолютно точно. Ко всему прочему чувствуется что снимал человек близкий к теме моря и войны, к тому же настоящий художник – эпизоды в декорациях морских и тропических пейзажей, просто впечатляют.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно только пожалеть, что Шаффнер за свою карьеру снял слишком мало реально серьезных драматических картин, размениваясь на телевидение и жанровые ленты подобные «Двойнику» и «Планете обезьян».

Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
"Мотылёк" -- это фильм, который посмотрев раз, потом будешь помнить всю жизнь до последнего кадра. Да он весь просто как один кадр, одна сцена. Но фильм не хочется пересматривать (в отличие от всенародно любимых, где любимых сцен много). Просто хранишь, пестуешь в груди, и этого достаточно.

спасибо за отзыв

Вы забыли еще упомянуть про музыку Нино Рота.Замечательный фильм с саундтреком.

это был первый фильм со Стивеном, который я увидел.
остальные не смог смотреть.

эта роль была не обычная для него...
да он и снимался не так уж много... рано умер...

МакКуин везде крутой, а вот Хоффман иногда проваливался, имхо. В Мотыльке одна из лучших его ролей. Тем более было смешно смотреть "малька" в роли Хоффмана. Мельчают актеры и не только у нас, к сожалению.

всецело поддерживаю

Шоушенк - шаблонная лента про безвинного узника, этакого варианта Монте-Кристо (вдобавок там еще и не удосужились состарить героя). Мотылек - трагическая драма. Сравнивать их сложно.

  • 1