pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Categories:

Шаффнер. Мотылек (1973)


На этот фильм я наткнулся случайно, по запросу «кино по реальным событиям». Позже я конечно понял что для релизеров подобная надпись служит исключительно рекламным трюком, но и то что мне попалась эта картина нисколько не пожалел, не пожалел так же и о том что смог познакомится с несколькими фильмами Франклина Дж. Шаффнера.

Теперь уже вряд ли возможно точно установить, являются ли события изложенные в фильме и в книге Анри Шарьера, по которой и снимал Шаффнер, реальными, они похоронены вместе с автором, а так же в архивах французской юстиции. По здравому размышлению, сценарий фильма скорее представляет собой сагу, частично присочиненную, а впоследствии пересказанную, переработанную и дополненную, но черт возьми как же все красиво получилось.

Многие сравнивают «Papillon» с известным фильмом Дарабонта «Побег из Шоушенка», который в свою очередь, многие издания вознесли чуть не на самую вершину. Я же в своей собственной субъективной таблице «Мотылька» ставлю выше, и это не только потому что кинематограф семидесятых – моя слабость, на самом деле считаю «Мотылек» сильнее и в плане актерской игры и в постановке тоже. Если сравнивать эти два фильма, «Мотылек» представляется мне более зрелым, серьезным произведением, а «Побег» соответственно «мультяшным» что ли, хотя и он достаточно своеобразен и по своему интересен.

Теперь отмечу то что, по моему является сильными компонентами фильма. Самой, на мой взгляд, большой удачей явилась для Шаффнера игра Маккуина, можно смело сказать, что актер и так достаточно талантливый, харизматичный, всегда привлекающий внимание, в «Мотыльке» просто прыгнул выше головы. Его игра здесь достойна самой серьезной драмы, коей собственно «Мотылек» и явился, благодаря актерам в большей мере. То же самое можно сказать и о Хофмане, с той лишь разницей, что он просто держал планку и выложился по полной.

Еще одним сильным моментом явилась идея изменить сценарий с одного (как в книге) на двух героев, этим Шеффнер без всякой зауми, на пальцах, наглядно усилил главную идею, а именно «добивается тот кто действует», «тот кто опускает руки – сломался».

Ну и конечно сильной стороной явилась сама постановка, это просто работа зрелого, высокопрофессионального режиссера. Большое внимание к деталям, динамика, много необычных, оригинальных решений. Саундтрек идеальный, собственно музыка Голдсмита и была выдвинута на премию, почему не выдвинули хотя бы Маккуина – большая загадка. Хотя для меня лично это никакого значения не имеет.

Небольшое отступление на биографию режиссера, так как здесь, мне кажется, кроется специфика его творчества и «Мотылек» как одна из его вершин. Шаффнер сам по себе был цельной, сильной личностью, к слову, служил на флоте и принимал участие в боевых действиях. И актеров в свои фильмы брал харизматичных, не боялся каких то терок и столкновений.

Таким был Стив Маккуин, таким был и Джордж Скотт, сыгравший в следующем фильме Шаффнера, на мой взгляд недооцененном «Острова в океане» «Islands in the Stream» поставленном в 1977 году, по роману Хемингуэя.

«Острова в океане» составленный и отредактированный женой писателя после его смерти в 1970 году, резонно считается автобиографическим, и фильм Шаффнера, на мой взгляд, наиболее точно передает дух произведения. И тоже благодаря актеру сыгравшему в главной роли – Джорджу К. Скотту, человеку сложному, с неуживчивым характером и яркой харизмой, даже количество жен и детей у него было под стать самому Хэму.

Да, по большому счету, чувствуется что конечно книга была «сведена» не автором и имеет некоторую незавершенность, то же самое можно сказать и о фильме, однако то что и книга и фильм имеют мощную авторскую драматургию абсолютно точно. Ко всему прочему чувствуется что снимал человек близкий к теме моря и войны, к тому же настоящий художник – эпизоды в декорациях морских и тропических пейзажей, просто впечатляют.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно только пожалеть, что Шаффнер за свою карьеру снял слишком мало реально серьезных драматических картин, размениваясь на телевидение и жанровые ленты подобные «Двойнику» и «Планете обезьян».
Tags: Дастин Хоффман, Стив МакКуин, Франклин Шафнер, экранизации
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments