Минск, 1996-й год. Всё как у нас в то же время – сломать сломали, а построить ещё не построили. Веля (Эвелина), выпускница юридического факультета, слегка подрабатывает ди-джеем, но, фактически, живёт тем, что потихоньку таскает денежки из материнского кошелька и мечтает. Мечтает уехать в Америку, где свобода – свобода говорить, что хочешь, заниматься тем, чем хочешь, общаться с теми, с кем хочешь. Да что тут объяснять: свобода - она только в Америке свобода! А здесь никогда ничего не изменится. Поэтому Веля пытается оформить визу в Америку, да вот незадача – требуется справка с работы о доходах, и, причём, достаточно убедительных для посольства США. Что делать? Извечный русско-белорусский вопрос она решила просто – купила бланк с печатью завода по производству изделий из хрусталя, впечатала в него данные, взятые с потолка, и отнесла документ куда надо. К её ужасу, принявший документ сотрудник посольства сказал, что они проверят достоверность данных, позвонив по записанному в анкете телефону, а потом уже примут решение. Мечта оказалась под угрозой – номер телефона она выдумала сама. Что делать? – с новой силой встал перед нею тот же самый, извечный. Но голь на выдумки хитра, и Веля едет в городишко, где находится «её» родной завод и по номеру телефона находит квартиру. Дело за малым – надо договориться с хозяевами квартиры, чтобы они, если позвонят американцы, подтвердили Велину легенду. Хозяевам же явно не до Велиных страданий – старший сын, только что вернувшийся из армии, через пару дней женится и все заняты подготовкой к этому значимому событию. Вот такая завязка у нашего фильма.
Мы погружаемся в будни людей, которых сложные люди называют простыми. В то самое болото провинциальной жизни, о котором много писал Чехов, а в нашем кинематографе которое показали «Маленькая Вера» и «Облако-рай», например. Вопрос только в том, как это показывать – с любовью или с презрением. Что касается характеров действующих лиц, то, на мой взгляд, режиссёр со своей задачей справился – все герои действуют как единый ансамбль, сохраняя при этом своё лицо и индивидуальность. Веля – яркое пятно на фоне серой жизни, которая выделяется даже визуально яркими цветами своей одежды, к которой я бы отнёс и фиолетовый парик. Так режиссёр хотел, так у него (я знаю, что режиссёр фильма женщина) и получилось. Степан, тот самый жених на подходе, тоже вылеплен достаточно объёмно и видишь, что это целое явление или продукт конца 90-х, когда правила отменили, и приходится жить по понятиям, как в армии (как он это представляет) – сначала терпишь, что тобой помыкают, а потом переходишь на уровень помыкающих. И это хорошо, главное – не быть «сукой», тогда тебя опустят, и это будет правильно. Такой вот у него взгляд на жизнь, смущает, правда, татуировка на его заднице, где как раз слово «сука» и выбито. Старшее поколение тоже достаточно символично. Мать Вели работает экскурсоводом в музее, как органчик повторяя мантры советских времён и не замечая, что они (её мантры) давно побиты молью и у школьников, которых водят к ней на уроки истории, кроме скуки и желания поскорее сбежать с её нудного и неуместного рассказа, никаких ответных эмоций не вызывают. Заметен и шевелящийся на втором плане отец Степана, отстранённо наблюдающий за жизнью, хотя самого жизнь уже покинула и остались только заученные годами движения. Родина-мать и просто родная мать – почему дочь хочет их покинуть? Сейчас не принято разворачивать дискуссии по таким вопросам, не буду этого делать и я, хотя помню время, когда подобная картина наверняка вызвала бы яростное обсуждение этой темы. Но будем жить в своём времени и перейдём к заключительной части.
Давным-давно кто-то (мне кажется, что Гоголь) сказал примерно следующее: обидишь в повести одного майора – обидятся все майоры в стране. Так и с «Хрусталём». Повод для обиды есть, и тут сразу вспоминается история с «Левиафаном». Сам я не
В заключение вот что хочу сказать. И режиссёр (Дарья Жук) и сценарист (Хельга Ландауэр)в 90-е годы переехали в Америку и обосновались там. Почему бы им не снять продолжение фильма, в котором мечта их героини сбылась и она добралась до Чикаго? Только не слащавое продолжение, а столь же жёсткое, поместив её в такую же непонятную и, даже, враждебную ей среду? Я бы посмотрел.
П.С. Страны-участники: Беларусь, Германия, США, Россия.
=========
Community Info