crazy_reader (crazy_reader) wrote in drugoe_kino,
crazy_reader
crazy_reader
drugoe_kino

Category:

«Хрусталь», 2018. Белорусский «Левиафан», или образец чистого искусства?

          Иногда произведение разрывает связь со своим автором и живёт самостоятельной жизнью. То есть, автор задумывал показать одно, а зритель (читатель) воспринимает всё по-своему, и это своё становится новой сутью произведения. Когда произведение прекрасно своей целостностью и не требует дополнительных знаний (которые, как известно, умножают печали), хотя гораздо чаще я вынужден учитывать весь доступный мне контекст, сопровождающий появление фильма, книги, картины и так далее. Так я устроен как потребитель, сколь ни казалось бы неуместным это слово при разговоре об искусстве. Вот и в случае с «Хрусталём» моё окончательное мнение будет зависимым от той цели, которую преследовали его создатели и, в первую очередь, насколько политизированным был их посыл зрителю.



     Минск, 1996-й год. Всё как у нас в то же время – сломать сломали, а построить ещё не построили. Веля (Эвелина), выпускница юридического факультета, слегка подрабатывает ди-джеем, но, фактически, живёт тем, что потихоньку таскает денежки из материнского кошелька и мечтает. Мечтает уехать в Америку, где свобода – свобода говорить, что хочешь, заниматься тем, чем хочешь, общаться с теми, с кем хочешь. Да что тут объяснять: свобода - она только в Америке свобода! А здесь никогда ничего не изменится. Поэтому Веля пытается оформить визу в Америку, да вот незадача – требуется справка с работы о доходах, и, причём, достаточно убедительных для посольства США. Что делать? Извечный русско-белорусский вопрос она решила просто – купила бланк с печатью завода по производству изделий из хрусталя, впечатала в него данные, взятые с потолка, и отнесла документ куда надо. К её ужасу, принявший документ сотрудник посольства сказал, что они проверят достоверность данных, позвонив по записанному в анкете телефону, а потом уже примут решение. Мечта оказалась под угрозой – номер телефона она выдумала сама. Что делать? – с новой силой встал перед нею тот же самый, извечный. Но голь на выдумки хитра, и Веля едет в городишко, где находится «её» родной завод и по номеру телефона находит квартиру. Дело за малым – надо договориться с хозяевами квартиры, чтобы они, если позвонят американцы, подтвердили Велину легенду.  Хозяевам же явно не до Велиных страданий – старший сын, только что вернувшийся из армии, через пару дней женится и все заняты подготовкой к этому значимому событию. Вот такая завязка у нашего фильма.

          Мы погружаемся в будни людей, которых сложные люди называют простыми. В то самое болото провинциальной жизни, о котором много писал Чехов, а в нашем кинематографе которое показали «Маленькая Вера» и «Облако-рай», например.  Вопрос только в том, как это показывать – с любовью или с презрением. Что касается характеров действующих лиц, то, на мой взгляд, режиссёр со своей задачей справился – все герои действуют как единый ансамбль, сохраняя при этом своё лицо и индивидуальность. Веля – яркое пятно на фоне серой жизни, которая выделяется даже визуально яркими цветами своей одежды, к которой я бы отнёс и фиолетовый парик. Так режиссёр хотел, так у него (я знаю, что режиссёр фильма женщина) и получилось. Степан, тот самый жених на подходе, тоже вылеплен достаточно объёмно и видишь, что это целое явление или продукт конца 90-х, когда правила отменили, и приходится жить по понятиям, как в армии (как он это представляет) – сначала терпишь, что тобой помыкают, а потом переходишь на уровень помыкающих. И это хорошо, главное – не быть «сукой», тогда тебя опустят, и это будет правильно. Такой вот у него взгляд на жизнь, смущает, правда, татуировка на его заднице, где как раз слово «сука» и выбито. Старшее поколение тоже достаточно символично. Мать Вели работает экскурсоводом в музее, как органчик повторяя мантры советских времён и не замечая, что они (её мантры) давно побиты молью и у школьников, которых водят к ней  на уроки истории, кроме скуки и желания поскорее сбежать с её нудного и неуместного рассказа, никаких ответных эмоций  не вызывают. Заметен и шевелящийся на втором плане отец Степана, отстранённо наблюдающий за жизнью, хотя самого жизнь уже покинула и остались только заученные годами движения. Родина-мать и просто родная мать – почему дочь хочет их покинуть? Сейчас не принято разворачивать дискуссии по таким вопросам, не буду этого делать и я, хотя помню время, когда подобная картина наверняка вызвала бы яростное обсуждение этой темы. Но будем жить в своём времени и перейдём к заключительной части.

          Давным-давно кто-то (мне кажется, что Гоголь) сказал примерно следующее: обидишь в повести одного майора – обидятся все майоры в стране. Так и с «Хрусталём». Повод для обиды есть, и тут сразу вспоминается история с «Левиафаном». Сам я не читал смотрел, но так много о нём слышал, что можно и не смотреть. В нашем случае 90-е годы и жизнь обитателей небольшого городка показаны так, что, думаю, не уступят и Левиафану. К тому же, есть и общее – оба фильма были засланы за рубеж для оценки и, если повезёт, то и для получения награды. Левиафан уже не помню куда, а вот Хрусталь представлял Беларусь в споре за Оскар. Наверное, и белорусский фильм можно рассматривать с тех же самых позиций, с которых часто смотрели на Левиафан. Есть для этого основания? Полагаю, что да. Но... торопиться не надо. Как я уже говорил, не зная цели режиссёра, трудно вынести окончательный вердикт. Не буду подозревать его в худшем. Возможно, это попытка отобразить время, его ужас. Или личную драму человека, не вписавшегося в реальность, и которого реальность, в свою очередь, не принимает. Правда, тогда трудно обойти вопрос – что же это за реальность, и что же это за люди? И как трактовать, например, хрустального гуся (кстати, так и называется фильм в английском варианте), который ценится во Франции и никому не нужен в родных краях, а также заключительные кадры, где жиденькая колонна Чернобыльского шляха скандирует то, чего так не хватает героине – "свобода, свобода!!!". Тем не менее, я пока отброшу конспирологию и скажу так: «Хрусталь» - вполне достойный  и даже познавательный фильм, потому что интересно посмотреть, как видит режиссёр 90-е годы  с высоты нашего времени, давая повод освежить свои личные впечатления, если, конечно, они есть.

           В заключение вот что хочу сказать. И режиссёр (Дарья Жук) и сценарист (Хельга Ландауэр)в 90-е годы переехали в Америку и обосновались там. Почему бы им не снять продолжение фильма, в котором мечта их героини сбылась и она добралась до Чикаго? Только не слащавое продолжение, а столь же жёсткое, поместив её в такую же непонятную и, даже, враждебную ей среду? Я бы посмотрел.
П.С. Страны-участники: Беларусь, Германия, США, Россия.

=========
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments