pasha_popolam (pasha_popolam) wrote in drugoe_kino,
pasha_popolam
pasha_popolam
drugoe_kino

Category:

ШЕСТЬ КЛИПО-ФИЛЬМОВ.

Или реклама двигатель искусства.

Все фильмы включенные в обзор, объединяет не только то что это экранизации (и не плохие экранизации), и не только то что они сняты приблизительно в один промежуток времени и имеют сходные темы, вполне современные идеи, похожую стилистику и форму изложения, но и то что они предельно близки к своим литературным первоисточникам и сделаны при непосредственном участии соответствующих писателей.

Участие писателей в создании фильмов на свои самые «забойные» вещи, само собой говорит о том что им была далеко не безразлична судьба «киноверсий», а так же конечно и дальнейшая судьба первоисточников, в плане их переизданий и хороших продаж. Таким образом можно резонно предположить, что данные экранизации послужили как бы и рекламными роликами своих литературных источников – своеобразная потребительская реклама о рекламе и потребительстве.

Бойцовский клуб / Fight Club

Чак Поланик издал свой «Бойцовский клуб» в 1996 году, и нельзя сказать что роман имел оглушительный успех, хоть и поднимал супер-актуальные на тот момент темы.

На самом деле это было переломное время: спид, новые экономические веяния, крайние формы феминизма, наступление неолиберализма, передел всего миропорядка и противостоящий этому антиглобализм.  В течении трех лет роман не вызвал особого ажиотажа, пока права на экранизацию не купил «20th Century Fox» за 10 тонн баксов.

Странное дело, все в этой связке – роман-фильм было сделано навыворот: одно из самых скандальных, андеграундных произведений экранизировал голливудский монополист, режиссером был назначен Финчер – далеко не независимый, хотя и крепкий профессионал, актеров взяли самых что ни на есть «голливудских».

Однако результат поломал все возможные ожидания, фильм получился на редкость удачным, настолько что даже автору первоисточника доставил не по децки.

В работе над «Бойцовским клубом» у Финчера как бы проснулись скрытые резервы, к его обычному профессионализму добавилась еще большая  безбашенность, а черный юмор, где то даже качнулся в сторону юмора.

Я посмотрел «Бойцовский клуб» в 2002 году, на VHS совершенно случайно, роман я до этого не читал и не имел представления о резонансе самого фильма, но несмотря на это, он тогда произвел на меня сильное впечатление и формой и содержанием, последняя же сцена просто вогнала в ступор.

Думаю, это вот впечатление от фильма после 2001 года было характерным не только для меня одного, и это в свою очередь сильно подогрело интерес к первоисточнику.

«Бойцовский клуб» конечно не единственная удачная экранизация современной актуальной прозы, но пожалуй это самый яркий пример.

99 франков / 99 francs

«99 франков» или как его впоследствии переименовали «14,99 евро» – практически европейский аналог «Бойцовского клуба», там тоже протест, только протест аморфный, похожий больше на саботаж, а главный герой скорее на Остапа Бендера, чем на Секу Асахара.

Автор первоисточника – Фредерик Бегбедер, был конечно уже известным автором к 1999 году, но его новый роман объективно должен был стать «бомбой», чему сам автор в силу своих креативных способностей, как мог содействовал. Сначала собственным эпатажем, а после и участием в съемках.

Ну и конечно кино поставлено по самым прогрессивным на тот момент «технологиям», с недешевыми спец-эффектами, и имеет структуру основательно затянувшегося рекламного ролика. И это, Бегбедер свидетель, самый эффективный способ потроллить всю рекламную отрасль, вместе со всей современной экономической моделью.

Да, возможно эти французы и американцы чересчур циничны для расейскава восприятия, а наши совсем не такие… От издания «99» до экранизации прошло почти восемь лет, а от издания «Generation П» Пелевина до экранизации его же – двенадцать.

Generation П


Бюджеты этих двух проектов конечно не сравнимы, однако результат российского эксперимента неожиданно удивил. Фильм был снят, так сказать российско-американским режиссером Виктором Гинсбургом, занимавшимся до этого в основном коротким метром и клипами, именно тем что было наиболее актуально в кинематографе нулевых. Действительно, экранизация раннего романа Пелевина получилась на редкость органичной и вполне устроила автора.

Многие связывают успех с тем что деньги на проект привлекались из независимых источников, но я думаю дело не в этом, просто тема слишком близка была для людей и все постарались на совесть, и съемочная группа и актеры.

Что же касается сюжета, то это просто «фильм в фильме» или «реклама в рекламе», практически то чем занимались герои – адаптация рекламы импорта к местным условиям. Иногда даже кажется что все вышеперечисленные фильмы составляют один сериал, каждая серия которого снята в разных странах, на основе местных условий.

ДухLess

Если честно, экранизация «Дyxless» Минаева, мне лично не особо зашла, главным образом своей художественной ценностью, однако если сопоставить фильм с его первоисточником, то становится ясно что друг другу произведения вполне соответствуют.

Роман Минаева вовсе не стремится к «художественной вершине», а имхо, ставит цель, элементарно эпатировать, кстати говоря роман и без экранизации имел оглушительный успех, но ведь бабла много не бывает.

То что фильм «Дyxless» вполне устроил автора первоисточника, снятого кстати клипмейкером и рекламщиком Прыгуновым, доказывает тот факт что Минаев с удовольствием взялся за сценарий кино-продолжения. «Дyxless» при бюджете 2,8 млн. $, только в России собрал более 13 млн. $, тут правда одной из главных причин успеха можно считать участие Козловского, как раз выходящего на пик популярности.

Две следующие экранизации имеют значительный уклон в фантастический сюжет, однако в целом соответствуют заданной теме на актуальность и некоторую философичность.

Области тьмы / Limitless

Пожалуй так и останется загадкой, почему «Limitless», вышедший на год ранее… тьфу, тьфу «Дyxless», наши прокатчики пожелали назвать «Области тьмы», то есть по названию литературного источника, видимо здесь таинственная «копирайтинговая» причина.

В отличии от вышеприведенных «Limitless», снятый по роману Алана Глинна  «Области тьмы» в 2011 году куда более остросюжетный, однако он так или иначе затрагивает проблемы современного общества потребления, а «фантастический способ решения»,  которому и отведено основное время подан в как можно более неоднозначной форме.

Режиссер Нил Бергер, в силу своих мощных, интеллектуальных возможностей постановщика «Иллюзиониста», постарался придать фильму как можно больше коммерческой привлекательности, в связи с чем и удалился от романа несколько дальше чем вышеприведенные сюжеты, общую клиповую стилистику, однако он выдержал на все 100%.

Мишень

«Мишень» 2011 года – фильм Зельдовича – Сорокина, пожалуй наиболее соответствует заявленной теме, можно даже сказать что это куда более глубокий вариант «Limitless», с опорой на реально сильную литературную основу и с постановкой за которую не стыдно даже по сравнению с дорогими голливудскими конкурентами.

Если в предыдущем примере Бергер не смог как следует выбраться из «боевика» в сторону сколько-нибудь серьезных обобщений, а финал и вовсе завалил в «голливудский», «Мишень» при всей своей зрелищности, остался все же арт-хаусным, серьезным кино.

Не стану перечислять минусы фильма, а они конечно есть, к примеру имхо – ставка на иностранных актрис или некоторая затянутость, все же плюсов больше, и Зельдович представляется наиболее удачным постановщиком по прозе Сорокина, учитывая довольно сильную для 2001 года «Москву».

P.S. А Козловский по умолчанию теперь будет присутствовать буквально в каждом российском фильме, вот так.

Tags: кинообзоры
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments