Однажды темным осенним вечером эпохи позднего брежневского застоя, родители взяли меня в кино. Совершенно новый, только что выстроенный огромный застойный кинотеатр из застойного стекла и бетона брали штурмом толпы жаждавших зрелищ застойных трудящихся, недавно вернувшихся из застойных санаториев и приступивших к тупой, застойной работе.
Фильм был японским и его детское название - «Легенда о динозавре», вкупе с многочисленными восторженными отзывами, создавало легкий ступор в головах моих родителей. В конце концов победил рационализм и меня решено было взять, не смотря на поздний сеанс.
Сам по себе кинотеатр с огромным экраном и хрЕновой кучей крутых рядов мягких кресел, производил на меня оглушающее впечатление. Однако то, что я вскоре увидел собственными глазами врезалось в мой неокрепший моск, как острый клычара доисторического монстра.
Ипонцы делавшие фильм не стали тянуть резину и с ходу окунули моих неискушенных соотечественников в гнетущую атмосферу кровавого хоррора, усугубленного сумрачными пейзажами глухих, мрачных ипонских провинций. Я вцепился в подлокотники цепкими ручками и не закрывая рта, и не моргая просидел сеанс, сохранив на сетчатке самые шокирующие эпизоды. Хилая ипонская лошадка с откушанной головенкой, повисла на лианах (копола потом гаденыш спер), ипонская тетька проваливается куда-то и находит здоровенное яйцо с глазом (привет ридлискотт), и наконец самый улетный эпизод, когда ипонская девка с сиськами! купается в озере, а вторая пытается втянуть ее на лодку и в итоге таки втягивает, но… только верхнюю часть девки с сиськами!!!...
Вопщем впечатления были реально не забываемыми, но каково было мое удивление, когда мои сверстники, выслушав красочный, с жестикуляцией пересказ, не особо вдохновились (кроме сисег) сюжетом. Решающую роль видимо сыграло отсутствие автоматического оружия, мордобоя и автомобилей, к сожалению мало кто из моих друзей понимал тогда что такое саспиенс и атмосфера – то что я интуитивно почувствовал, но передать жестами не смог.
Объективно фильм, кнечно не шедевр, актерская игра оставляет желать, а резиновые динозавры воспринимались условно даже в то время, однако есть в нем и доставляющие качества, это какая-никакая драматургия, отличная картинка и тот чисто японский жесткач, «бессмысленный и беспощадный» как последний полет птеродактиля-камикадзе.
Теперь трудно сказать по каким критериям отбирались картины для советского проката, и в то же время надо признать что енто кино имело оглушительный успех и входит в двадцатку самых кассовых в Союзе зарубежных лент.
К концу нулевых я уже достаточно наелся различного хоррора и подозревал что навряд-ли найдется картина которая меня как-то удивит (не говоря уже о том чтобы не по децки напугать), тонны мяса американских слешеров, и отчаянный, истеричный евротрэш – сделали свое дело, что уж говорить о ипонских ползучих, нечесаных призраках, глядящих жалобным, грустным глазом из-за спутанных волос.
Однако «Проклятие» Шимицу меня все же удивило. Несмотря даже на то что там, как и в прочих J-Horror присутствует весь джентльменский набор: нечесаный призрак с грустными глазами, передвигающийся на карачках, странный аутичный ребенок, и т.д.
Тут мне кажется дело в режиссерском стиле Шимицу, это я понял посмотрев другие фильмы режа, есть в них что-то такое странное в визуальном плане, к примеру, «Маребито» - фильм который Шимицу снимал в перерывах между «Проклятиями» можно смело отнести к андеграунду, где собственно хоррор достаточно вторичен и от этого фильм приобретает довольно жуткое свойство.
Вообще представляется что Такаши Шимицу один из самых тонких и своеобразных современных японских режиссеров, к сожалению наступил на те же грабли, что и многие-многие талантливые режиссеры из Азии, Латинской Америки, Европы и т.д. А именно поддался искушению и рванул в Голливуд где потерял время и возможно еще что-то… может быть свою индивидуальность. Из последнего тезиса вытекает предположение, что голливудские дельцы намеренно подтягивают молодых режиссеров со всего мира к себе, с целью нейтрализации возможных конкурентов, а метод простой «причесать всех под свою гребенку».
P.S. Ужастик смотреть строго ночью, в одиночестве, вотку-пиво не пить – тагда страшно… а так нет.
Community Info