Сразу чувствуется, что оба фильма сняты одним режиссёром: в каждом из четырёх «рассказов» был нетривиальный сюжет, и этот фильм начинается с телеграммы, полученной Алексеевым, с поиска каких-то рукописей на антресоли проданной квартиры, короче, с обещания, что будет интересно.
Но к середине фильма понимаешь, что где-то ты это уже видел. Забытого барда приглашают выступить по радио, он вспоминает свою жизнь, на радио выясняется, что его помнят, ему дарят пластинку, о которой он уже забыл, он возвращается домой счастливый, а мы узнаём, что всё это подстроено его старой поклонницей, может быть, единственной, кто его на самом деле помнит.
Где же я всё это видел? Понемножку везде. В замечательном фильме Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» был знаменитый в прошлом чечёточник, гениально сыгранный Евстигнеевым. В немецком фильме «Гуд бай, Ленин!» для женщины, бывшей в коме во время падения Берлинской стены, устраивают специальное телевиденье, чтобы не разрушать её иллюзий. В недавнем фильме «Лето» о Викторе Цое, в «Таинственной страсти», наконец, в «Довлатове» воспроизведёно прошлое героя (неважно, забытого или наоборот) с любовью, женитьбой, отношениями с властью, с преуспевшими друзьями, подробностями быта.
Сюжет оказался вторичным, так мне кажется. А может быть, сюжет – вообще не главное, главное, чтобы автору было, что сказать?..
Community Info