Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В КИНО. СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

В экзистенциальной психологии выделяется четыре данности, с которыми приходится сталкиваться человеку. Конечность бытия, смерть - себя, близких, всего вокруг; Одиночество, в некоем предельном смысле; Свобода как возможность совершать любые выборы в своей жизни; и Абсурд, как отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. Преодоление этих данностей невозможно, а столкновение с ними часто болезненно и переживается как глубокий личностный кризис. Но как раз в оном столкновении и раскрывается характер человека, порою обнажая человеческий подвиг.

1407_600


Сквозь эту призму я и предлагаю посмотреть на всем известный фильм. Главный герой, Шилов, внезапно сталкивается со всеми экзистенциальными данностями сразу. На волосок от смерти - физической или как минимум социальной, оставленный друзьями, отрезанный от смыслов прошлого, Шилов попадает в состояние безграничной свободы - один на один с целым миром. Один на один с собой. Точнее говоря, даже не с собой, а с осколками воспоминаний о себе.

Далее начинается мучительная сборка себя - по крупицам, по маленьким фактам. И выбор - жить, а не умереть. Вернуть себе имя, прошлое, друзей. И выбор смысла, на фоне безграничной свободы. Последнее очень ярко выделено монологом ротмистра Лемке, бьющимся в истерике от непонимания: "Ну скажи, зачем, зачем тебе это надо?!"

Финал картины Михалкова, его хэппи-энд, обнаруживает попытку преодоления, пусть и недолгую, всех экзистенциальных тревог. Шилов, будучи уже мертвым для друзей, вдруг воскресает. Одинокий и всюду чужой он таки находит своих. ("Главное в этой жизни - найти своих и успокоиться", как позже скажет героиня Ренаты Литвиновой в картине Балабанова "Мне не больно"). Едва не утеренная свобода возвращается вместе с честным именем. И главное, появляется смысл, или даже Вера, пусть и несколько спорная с точки зрения дня сегодняшнего. И вот мы видим встречу друзей. Точнее даже Встречу, как переживание полноты жизни, её одновременного трагизма и героизма, радости и боли, ощущения бесконечности и сиюминутности. И всё это на фоне фантастической музыки Эдуарда Артемьева, обнажающей чувства до предела и являющуюся самой по себе сильнейшим экзистенциальным переживанием. И обнаруживаем ещё два важнейших понятия экзистенциализма - Радость и Надежду, без которых существовать в этом мире просто немыслимо.



Один из лучших по своей глубине и гуманизму кинофиналов. Другие сразу и не вспомнить.

Tags: Никита Михалков, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments