Category:

Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

На экраны вышел новый фильм Джейсона Райтмана «Талли» с Шарлиз Терон в главной роли.

Сложно анализировать фильм «Талли». С одной стороны – он слишком уж прост. С другой стороны, — он абсолютно однозначен. Он не плохой, но заурядный, «один из...». Такие фильмы потом отлично ложатся в различные дайджесты и топы не первой важности. Ложатся как в братскую могилу: топ-10 фильмов о материнстве. Топ-8 фильмов о многодетных семьях. И прочее подобное. «Талли» - бесхитростное, как неразумный ребенок, кино. А к детям плохо относиться нельзя. И глупыми их тоже называть нельзя. В этом и сложность.


Если рассматривать фильм сугубо с социальной точки зрения, то «Талли» - фильм полезный. После просмотра выйдешь на улицу, глянешь на усталых женщин с ребенком под рукой – и вольно-невольно проснется к этим женщинам сочувствие. Это такой слабый, но все же антидот от упрощенного взгляда на человека и циничного юмора в духе «Яжемать».  

Не вредно будет и взглянуть на традиционную семью с точки зрения, предлагаемой режиссером. Он и не бичует вроде никого, плохих у него в фильме нет, но женщину – как сегодня и положено – он изображает с почтением и уважением, а вот на мужичке отрабатывает свой комедийный талант. 

Отец семейства, голова, каменная стена – это все усталый, играющий в игры на приставке человек с непонятной профессией. Он мало что замечает вокруг себя, почти ничем не может помочь. Конечно, у любого зрителя появится вопрос: а зачем вообще подобное сосуществование нужно, что в нем хорошего? 

Хоть Райтман в конце фильма и снимает свой же острый вопрос призванной на помощь мудрой любовью, но от данного в фильме образа буксующей, перепрелой семьи так просто не избавиться. Вот к этому состоянию должен прийти человек, объединившись с другим в брак? Это и есть сакральная семья?

Полезно иногда и ткнуть нашего ханжеского зрителя в нормальное изнашивающееся человеческое тело. Отечественные зрительские киноделы у нас пока на эту тему умеют рассуждать только через хи-хи, гиперболизируя, отказываясь от серьезного разговора. Есть стандарты красоты, а есть те, кто этим стандартам не соответствует. Они тоже хорошие, морализаторствуют киноделы, но смешные такие, нелепые. По-взрослому о теле в российском по крайней мере зрительском кино говорить не привыкли. «Талли», может, и научит чему-нибудь. Впрочем, и вся телесность «Талли» тоже не лишена журнального налета: лишнего режиссер показать себе не позволяет.

Какая робкая, целомудренная и в тоже время вульгарная сцена секса. Тут уж можно было бы разгуляться на тему телесности, исследовать человеческое тело в действии – но вместо это режиссер ограничивается шутками про костюмчик официантки. Глянцево и неизобретательно. 

А дальше, после социального, нужно разобрать и эстетическую сторону этого фильма. Здесь все хуже. Это как бы бытовой реализм, но бытовой реализм все же отмытый, продезинфицированный. То есть, вообще-то, и не реализм никакой и уж точно не бытовой. Игра в поддавки. Режиссер редко и робко заходит на территории, которые он взялся осваивать. О теле говорит парой крупных планов: грудь, живот, синяки под глазами. О сексуальном – в проброс, через усмешку. О расчеловечивающем аде быта пытается подобрать слова и кадры первые полчаса, но после ударного вступления из очертаний ада выныривает к оптимистическому тезису о том, что все поправимо. Все поправит Талли.

Кто такая Талли? Тут тоже никакого поля для маневра режиссер и сценарист не оставляют. Талли – образ однозначный.

Сексуальная, активная, заботливая, прогрессивная. Много знает, много делает, имеет несколько партнеров. Не прочь потусить. Но худенькая умница еще не знает жизни. Как узнает – сразу весь ее прогрессивный фасад пообвалится. Так мыслит дуэт режиссера и сценариста. 

И кино в конечном счете кажется уже устаревшим, простым везде, где можно сделать просто. Сценарий – обычный прогон традиционной программы с преображением героини и финальным снятием конфликта. Хорошо для сценарных учебников, вторично, похоже на «Крамера против Крамера» (и так же скучно). Идеальное кино для незапланированного просмотра по телевизору, если кто-то еще использует телевизор таким образом. Случайно пойманное вечером трудового дня для созерцания спиной, под рутинные дела – оно сработает в полную силу: наивное, но, как говорят, теплое, обнадеживающее. Утешит, а взамен ничего не потребует. Потому как все здесь азбучно просто.

Прост метод Шарлиз Терон – набрала веса, загримировалась, изобразила многодетную мать, а потом, когда появилась Талли, стала выглядеть лучше. Всем комфортно: и зрителю, и режиссеру. Сумерки убогой жизни рассеиваются внутренним сиянием суперзвезды. 

Прост финальный переворот, проста финальная мораль. Социальное в конечном счете здесь тоже сводится к проповеди любви, то есть уходит от своей социальной злободневности в сторону моральных рассуждений, и предлагает рецепт всеобщего согласия и понимания. В рамках фильма – терпимый ответ, а в общем-то – банальность. 

Сама сюжетная рамка собрана из устарелых запчастей и подогнана по самым обычным схемам. Финальные события – детальки из сценарного конструктора. В нужный момент на авансцену выйдет божок на машине, а сюжет предсказуемо развернется на 180 градусов. Зритель, правда, догадается раньше. 

Можно советовать смотреть этот фильм в рамках просветительской программы: человеческое тело уязвимо, мать – это сложно, семья быстро превращается в ветхий шалашик, который кое-как можно поддерживать с помощью любви ко всем жителям этого шалаша. Смотрите, как быстро человек распадается на простые частицы, чтобы поддерживать новообразование под названием «семейная жизнь».

Резюмируя, Талли – фильм простецкий, но не лишенный некоторой общественной значимости. Подобное кино возвращает нас к тем временам, когда в молодой советской России кинематографом надеялись победить водку и церковь. Массы нужно было отвадить от пьянства и мистических чувств интересным развлечением. Вот пусть «Талли» и бьется со зрителем, который редуцирует современную женщину до домостроевских стандартов: женщина должна рожать и хранить очаг. Такого зрителя много, и говорить с ним надо на том простом языке, который и предлагает Джейсон Райтман.

Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.