?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
Национальный конкурс документальных фильмов в этом году какой-то удивительный. Во-первых, его просто интересно было смотреть от корки до корки, все 13 кинолент. Во-вторых, на мой взгляд он интереснее, а местами и откровенно сильнее, чем конкурс международный, который считается более престижным.

Все картины конкурса весьма атмосферные и гипнотические, работающие больше на уровне эмоций, нежели разума. Хотя пытливому уму скучать тоже не придётся. Ещё общим местом большинства работ является противоречивость жанра. Одну и ту же картину два разных человека зачисляют кто в комедию, кто в трагедию. Для одного кино поэтичное, для другого остросоциальное. Многое зависит от того, кто смотрит. (В пору создавать релятивистскую теорию кино. Ау, Энштейны-Эйзенштейны?!)

Самым первым моим впечатлением от программы стала картина Татьяны Соболевой ДЯДЯ САША, ИЛИ ПОЛЕТ НАД РОССИЕЙ. Прекрасная, цельная работа о дяде Саше, арбатском интеллигенте, переехавшим с супругой полжизни назад в глухую деревню, нарожавшим аж девять детей и хранящим память этого места даже после того, как все местные переехали в ближайший город. Так вот и живут с супругой, вдвоем в мертвой деревне. Даже электричество им хотят отрезать - невыгодно. Иногда заходят мужики из соседних деревень, когда по делу, а когда и просто выпить-поговорить. Несмотря на угрюмый антураж, настроение в доме дяди Саши всегда праздничное. Он всегда полон каких-то сумасшедших прожектов, сыплет энциклопедическими знаниями, отстаивает православный монархизм, да и вообще личность яркая! А уж когда приезжают дети - любо-дорого наблюдать.
dyadya-sasha-1-1120x580

Название картины недвусмысленно намекает на киношедевр Милоша Формана и роман Кена Кизи. Есть что-то в дяде Саше от Макмерфи - сила духа, витальность. Но кажется, куда точнее вторая часть метафоры. Малая Россия, с её избами и храмами, над которой под конец взлетает камера, действительно, очень похожа на гнездо кукушки.

Другой мужской характер показан в лирической черно-белой картине Артема Москалева ОТШЕЛЬНИК. Изначальный проект строился вокруг поисков разных отшельников по всей России и вне её, но постепенно сфокусировался на одном единственном человеке, Викторе Степанове, всю жизнь проработавшем в заповедниках Дальнего Востока и на склоне лет ушедшего жить в леса европейской части. Круглый год он живет в своей халабуде в 5 км от ближайшего жилья. Людей не сторонится, напротив, с радостью общается со всеми, читает девушкам стихи и даже немного флиртует. Кормит двух собак и кота, слушает радиоприемник. Поразительной силы сцена, когда отшельник сидит в своем "доме", а по радио передают "Призрачно всё в этом мире бушующем..." Красноречивее любых монологов.

Опять же мужским характерам посвящены ленты Ильи Поволоцкого СЕВЕРЯНЕ и НИЧЕГО ЛИЧНОГО Евгения Милых. Первая картина - альманах из трех историй: Игоря, пилот вертолета, Василия, капитана буксира, и Володи, бригадира лесорубов. Лента Поволоцкого во многом наследует картине Елены Демидовой "Мужская работа", только Демидова снимала газоносные севера, а Поволоцкий - портовый Мурманск.

Весьма редки для кино, тем более документального, профессии героев в работе Милых. Взломщик и коллектор. Несмотря на разность характеров, судьбе было угодно соединить их в рабочий тандем. Евгений вскрывает квартиры, которые Андрей должен поставить на баланс банка и продать. Местами смешная, местами грустная картина задает вопросы, ответов на которые нет.

fateich-i-more-1120x580

И ещё одна кинолента с видами фантастической красоты - ФАТЕИЧ И МОРЕ Алины Рудницкой и Сергея Винокурова. Обманчивое название свидетельствует о смене замысла по ходу проекта. Лирическая лента про старика и море в итоге превратилась в социальную драму с элементами морского вестерна о противостоянии пожилого водолаза, а ныне подводного фермера и браконьеров-грабителей. Дело происходит на Дальнем Востоке, аккурат в преддверии большого саммита. Внезапно история о поте и крови приобретает геополитический размах. Впрочем, почти тут же его и теряет.

Каких-то 15 минут длится история Светланы Черниковой ХОЛЕРА. Немолодой рыбак на берегах Онеги вспоминает свою первую любовь - Тамарку. Да так красиво вспоминает, когда с матами, когда молча, что прям жалко, что фильм такой вот короткий. Редкий случай. Все другие я бы укоротил чуток.

Но всё же, мой фаворит мужских историй да и всего нац. конкурса - КОРОЛЬ ЛИР Дениса Клеблеева. Пропустив картину на Артдокфесте, я почти год искал, где бы её посмотреть. Фильм превзошел даже мои весьма завышенные ожидания. История актера-дельца, превратностью судеб вывалившегося из театральной обоймы и из собственной семьи, трагикомическим образом перекликается с судьбой шекспировского персонажа, которого престарелый актер фанатично стремится сыграть. Фильм держится на сложной, постепенно открывающейся системе внешних и внутренних конфликтов главного героя и вызывает у зрителя целую гамму чувств - от восторга до брезгливости. В принципе, добротный, в лучших традициях школы Марины Разбежкиной, фильм шел бы в ровень с остальными вышеперечисленными, если бы не финал!

king_lear_2.jpg-2-1120x580

[Осторожно, спойлер!]Финал, явно драматургический, или даже демиургический, переводит док в постдок. В уже не документальное пространство, но в то же время и не игровое. Сон, в котором мечты седовласого лицедея сбываются, является документальным и в то же время мокументарным, ибо вводит зрителя в заблуждение. Кадры сна-фильма казалось бы должны означать хэппи-энд, воплощение мечты в жизнь, на деле же, как рассказал в кулуарах Денис, - это кадры неудачной постановки, на которую сам же "Лир" и потратил несколько миллионов рублей. В общем, финал у Клеблеева - не тривиальный fade away или обрыв на полуслове, а перевод дискурса с сюжета про искусство на размышления о самом искусстве. В частности, о том, что такое "документальность" и каковы границы допустимого влияния автора на своих героев? (Опять же всплывают физические аналогии)

Не имею возможности рассказать о всех картинах, но упомяну ещё пару интересных. Обе - современные утопии. ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ Натальи Касьяновой - про новёхонький и ещё необжитый наукоград Иннополис недалеко от Казани. И ЗА РУСЬ, ЗА ВЕРУ! Алексея Зеленского - историю европейского скаутского лагеря, в котором все говорят по-русски, учат православных святых и клянутся в верности России. Правда, какой-то своей. Обе киноленты о человеческих поисках Рая на Земле и попытках его построить. Относиться к ним можно по-разному - с ироничной улыбкой, с искренним восторгом, а может и с осуждением. Но, однозначно, с любопытством и интересом.


На фоне всех этих волнующих историй, снятых с большим трудом и любовью, смешными поделками смотрелись заграничные работы в главном конкурсе, включая расхваленный БЕСКОНЕЧНЫЙ ФУТБОЛ, документальный дебют Корнелиу Порумбойю. Конечно, герой-чудик, мечтающий изменить правила футбола, а на деле стремящийся залечить детскую травму и навести в жизни порядок, вызывает интерес. Но фабула, к сожалению, оказывается куда интереснее воплощения - бесконечного интервью, и снятого, и смонтированного без особой фантазии и стараний.

Поделюсь также ещё одним важным наблюдением. Если раньше на конкурсах документального кино практически всегда лидировали выпускники школы Марины Разбежкиной, то сейчас с очевидностью следует признать - монополии больше нет. На равных с "разбежкинцами" выступают студенты Московской Школы Кино и Московской Школы Нового Кино (это две разных школы, не перепутайте!), а также документалисты киностудии им. Горького. Такой поворот событий меня очень радует. Надеюсь, что и вас!



#прокино #message2man #посланиекчеловеку #m2mfest2018

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1

Почему то вспомнилось как недавно в Дикси видел уникальную семейку староверов, прям как с картинки про дореволюционную Россию. С трудом говорящих по русски, потому что приехали из Америки) Им узбекские продавцы пытались вызвать такси что б добратся до храма потому что сами они не могли правильно сказать "Тверская восемь" и оператор не понимал екда им надо. Они с таким недоумением озирались , видимо Россия в их понимании выглядела совсем по другому. А я широкими глазами смотрел на пришельцев из прошлого, опоздавших лет на двести) 


Очень сомневаюсь, что Randle Patrick "Mac" McMurphy хоть на мгновение стал бы отстаивать православный монархизм (или что-то ему подобное). Даже в стенах и решетках Орегонской психиатрической лечебницы. Как не отстаивал бы он хренославный монархизм Nurse Ratched.
Miloš Forman (r. i. p. ) & Ken Kesey, кстати - тоже.


Я же написал, в чем схожесть - в прожектерстве и витальности. А то, что у каждого причуды свои и неповторимые - очевидно. Так, например, дядя Саша параллельно строит уже 30-ый мост через реку.

Через какую реку?
С кисельными берегами, которая?
Таких мостов он может каждую ночь спозаранку (в «REM» фазе своего беззаботного русского сна) построить хоть и триста миллиардов, и возить по тем мостам в хуйлонепробиваемых вагонах всякое разное неисчислимое добро..

..А McMurphy между тем просто сбежал с со-узниками к морю и нанял корабль. И ловили они рыбу.
Ведь я именно об этом толкую: можно в «мертвом доме» немножко косить под «чудика».
Но никак нельзя в том же доме чувствовать себя космонавтом, запаянным в ленинском чайнике и летящем над «cuckoo ´s nest».
Думаю, что это не более, чем очередной азбукистанский припадок «карго культа».
И еще: McMurphy - это полная противоположность «дяди Саши». Я так думаю.
Впрочем, большое спасибо Вам, за возможность подумать.

Edited at 2018-09-21 01:03 pm (UTC)

Ну вы фильм посмотрите. Он хороший и сам по себе. Без отсылок к шедеврам.

Я ж тут не о фильме. Я о Вашем, именно Вашем, восприятии.
Милош Форман, он ведь тоже сначала свалил из социалистических ебеней, в августе 1968 «освобожденных» этими вот «дядясашами», чтоб создать Шедевр.

Я не знаю, что именно дядя Саша делал в 1968 году и кого поддерживал. А про вообще "дядясаш" не готов говорить.

  • 1