Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Национальный конкурс документальных фильмов в этом году какой-то удивительный. Во-первых, его просто интересно было смотреть от корки до корки, все 13 кинолент. Во-вторых, на мой взгляд он интереснее, а местами и откровенно сильнее, чем конкурс международный, который считается более престижным.

Все картины конкурса весьма атмосферные и гипнотические, работающие больше на уровне эмоций, нежели разума. Хотя пытливому уму скучать тоже не придётся. Ещё общим местом большинства работ является противоречивость жанра. Одну и ту же картину два разных человека зачисляют кто в комедию, кто в трагедию. Для одного кино поэтичное, для другого остросоциальное. Многое зависит от того, кто смотрит. (В пору создавать релятивистскую теорию кино. Ау, Энштейны-Эйзенштейны?!)

Самым первым моим впечатлением от программы стала картина Татьяны Соболевой ДЯДЯ САША, ИЛИ ПОЛЕТ НАД РОССИЕЙ. Прекрасная, цельная работа о дяде Саше, арбатском интеллигенте, переехавшим с супругой полжизни назад в глухую деревню, нарожавшим аж девять детей и хранящим память этого места даже после того, как все местные переехали в ближайший город. Так вот и живут с супругой, вдвоем в мертвой деревне. Даже электричество им хотят отрезать - невыгодно. Иногда заходят мужики из соседних деревень, когда по делу, а когда и просто выпить-поговорить. Несмотря на угрюмый антураж, настроение в доме дяди Саши всегда праздничное. Он всегда полон каких-то сумасшедших прожектов, сыплет энциклопедическими знаниями, отстаивает православный монархизм, да и вообще личность яркая! А уж когда приезжают дети - любо-дорого наблюдать.
dyadya-sasha-1-1120x580

Название картины недвусмысленно намекает на киношедевр Милоша Формана и роман Кена Кизи. Есть что-то в дяде Саше от Макмерфи - сила духа, витальность. Но кажется, куда точнее вторая часть метафоры. Малая Россия, с её избами и храмами, над которой под конец взлетает камера, действительно, очень похожа на гнездо кукушки.

Другой мужской характер показан в лирической черно-белой картине Артема Москалева ОТШЕЛЬНИК. Изначальный проект строился вокруг поисков разных отшельников по всей России и вне её, но постепенно сфокусировался на одном единственном человеке, Викторе Степанове, всю жизнь проработавшем в заповедниках Дальнего Востока и на склоне лет ушедшего жить в леса европейской части. Круглый год он живет в своей халабуде в 5 км от ближайшего жилья. Людей не сторонится, напротив, с радостью общается со всеми, читает девушкам стихи и даже немного флиртует. Кормит двух собак и кота, слушает радиоприемник. Поразительной силы сцена, когда отшельник сидит в своем "доме", а по радио передают "Призрачно всё в этом мире бушующем..." Красноречивее любых монологов.

Опять же мужским характерам посвящены ленты Ильи Поволоцкого СЕВЕРЯНЕ и НИЧЕГО ЛИЧНОГО Евгения Милых. Первая картина - альманах из трех историй: Игоря, пилот вертолета, Василия, капитана буксира, и Володи, бригадира лесорубов. Лента Поволоцкого во многом наследует картине Елены Демидовой "Мужская работа", только Демидова снимала газоносные севера, а Поволоцкий - портовый Мурманск.

Весьма редки для кино, тем более документального, профессии героев в работе Милых. Взломщик и коллектор. Несмотря на разность характеров, судьбе было угодно соединить их в рабочий тандем. Евгений вскрывает квартиры, которые Андрей должен поставить на баланс банка и продать. Местами смешная, местами грустная картина задает вопросы, ответов на которые нет.

fateich-i-more-1120x580

И ещё одна кинолента с видами фантастической красоты - ФАТЕИЧ И МОРЕ Алины Рудницкой и Сергея Винокурова. Обманчивое название свидетельствует о смене замысла по ходу проекта. Лирическая лента про старика и море в итоге превратилась в социальную драму с элементами морского вестерна о противостоянии пожилого водолаза, а ныне подводного фермера и браконьеров-грабителей. Дело происходит на Дальнем Востоке, аккурат в преддверии большого саммита. Внезапно история о поте и крови приобретает геополитический размах. Впрочем, почти тут же его и теряет.

Каких-то 15 минут длится история Светланы Черниковой ХОЛЕРА. Немолодой рыбак на берегах Онеги вспоминает свою первую любовь - Тамарку. Да так красиво вспоминает, когда с матами, когда молча, что прям жалко, что фильм такой вот короткий. Редкий случай. Все другие я бы укоротил чуток.

Но всё же, мой фаворит мужских историй да и всего нац. конкурса - КОРОЛЬ ЛИР Дениса Клеблеева. Пропустив картину на Артдокфесте, я почти год искал, где бы её посмотреть. Фильм превзошел даже мои весьма завышенные ожидания. История актера-дельца, превратностью судеб вывалившегося из театральной обоймы и из собственной семьи, трагикомическим образом перекликается с судьбой шекспировского персонажа, которого престарелый актер фанатично стремится сыграть. Фильм держится на сложной, постепенно открывающейся системе внешних и внутренних конфликтов главного героя и вызывает у зрителя целую гамму чувств - от восторга до брезгливости. В принципе, добротный, в лучших традициях школы Марины Разбежкиной, фильм шел бы в ровень с остальными вышеперечисленными, если бы не финал!

king_lear_2.jpg-2-1120x580

[Осторожно, спойлер!]Финал, явно драматургический, или даже демиургический, переводит док в постдок. В уже не документальное пространство, но в то же время и не игровое. Сон, в котором мечты седовласого лицедея сбываются, является документальным и в то же время мокументарным, ибо вводит зрителя в заблуждение. Кадры сна-фильма казалось бы должны означать хэппи-энд, воплощение мечты в жизнь, на деле же, как рассказал в кулуарах Денис, - это кадры неудачной постановки, на которую сам же "Лир" и потратил несколько миллионов рублей. В общем, финал у Клеблеева - не тривиальный fade away или обрыв на полуслове, а перевод дискурса с сюжета про искусство на размышления о самом искусстве. В частности, о том, что такое "документальность" и каковы границы допустимого влияния автора на своих героев? (Опять же всплывают физические аналогии)

Не имею возможности рассказать о всех картинах, но упомяну ещё пару интересных. Обе - современные утопии. ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ Натальи Касьяновой - про новёхонький и ещё необжитый наукоград Иннополис недалеко от Казани. И ЗА РУСЬ, ЗА ВЕРУ! Алексея Зеленского - историю европейского скаутского лагеря, в котором все говорят по-русски, учат православных святых и клянутся в верности России. Правда, какой-то своей. Обе киноленты о человеческих поисках Рая на Земле и попытках его построить. Относиться к ним можно по-разному - с ироничной улыбкой, с искренним восторгом, а может и с осуждением. Но, однозначно, с любопытством и интересом.


На фоне всех этих волнующих историй, снятых с большим трудом и любовью, смешными поделками смотрелись заграничные работы в главном конкурсе, включая расхваленный БЕСКОНЕЧНЫЙ ФУТБОЛ, документальный дебют Корнелиу Порумбойю. Конечно, герой-чудик, мечтающий изменить правила футбола, а на деле стремящийся залечить детскую травму и навести в жизни порядок, вызывает интерес. Но фабула, к сожалению, оказывается куда интереснее воплощения - бесконечного интервью, и снятого, и смонтированного без особой фантазии и стараний.

Поделюсь также ещё одним важным наблюдением. Если раньше на конкурсах документального кино практически всегда лидировали выпускники школы Марины Разбежкиной, то сейчас с очевидностью следует признать - монополии больше нет. На равных с "разбежкинцами" выступают студенты Московской Школы Кино и Московской Школы Нового Кино (это две разных школы, не перепутайте!), а также документалисты киностудии им. Горького. Такой поворот событий меня очень радует. Надеюсь, что и вас!



#прокино #message2man #посланиекчеловеку #m2mfest2018
Tags: #m2mfest2018, #message2man, #посланиекчеловеку, #прокино, 2018, Послание к человеку, документальное кино, кинофестивали, российское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments