Говоря о фильме Питера Веббера, нужно уточнить, что реальная история создания этой картины все же отличается от сценария, в основу которого положен роман Трэйси Шевалье.
Известный факт: личность модели для работы «Девушка с сережкой» не установлена. По одной из версий – это дочь художника /хотя его старшей дочери Марии на момент написания картины было всего 12 лет/.
Но история, рассказанная в фильме, - тот самый высокий вымысел, над которым не жаль облиться слезами. Это история о любви, отразившейся в вечности.
1665 год, голландский город Дельфт. В дом художника Йоханнеса Вермеера /Колин Ферт/ приходит новая служанка - 16-летняя девушка Гриет/ Скарлетт Йохансон/. Вскоре она обращает на себя внимание живописца, потому что, несмотря на свой юный возраст, Гриет тонко чувствует не только результат творчества, но и сам процесс, механизм создания полотен, которым суждено будет жить в веках. Однажды Вермеер обращается с просьбой к Гриет — позировать ему для новой картины…
Художник и модель. Опытный мужчина и юная девушка. Хозяин и служанка...Камера обскура для неопытных девиц. Врочем, и для высокоморальных отцов семейств, каким был Вермеер.
Нарастание страсти, томление, взгляды, касания рук... Фоном бытовая жизнь Нидерландов 17 века. Кадры из фильма – настоящие натюрморты или портреты той поры...Основательная кухонная утварь, мутные городские каналы, рынок, мясные ряды со свиными головами, скромные чепцы служанок, драгоценности госпожи...
И музыка, как биение сердец, растревоженных ожиданием.
Сюжет внутренне слишком эротичен, чтобы обойтись невидимым зрителю сублимированием в шедевр. И внешнее проявление – кульминация эроса, нарастающей, как снежный ком, страсти – сцена с прокалыванием мочки уха. Симоличное лишение девственности – игла - копье, раскалившееся на медленном огне, капля крови, стон и слеза. Художник сух и безжалостен при этом – ему нужна девушка с сережкой. А у Гриет не проколоты уши. А он должен ее писать в жемчужиной сережке. Ибо он так видит ее - свою музу.
Всю свою мучительную страсть к маленькой служанке Вермеер вложил в ее портрет, ставший бессмертным шедевром.
И поэтому этот взгляд особой близости и открытости его «Девушки с сережкой». Увидев работу, жена художника в слезах ревности восклицает: «Но это же неприлично!» - этот приоткрытый рот, нечто такое в глазах девушки... Этот портрет стал вершиной страсти, любви людей, которым не суждено быть вместе.Читала, что художник до смерти не забыл Гриет, изгнанную из его дома женой. Перед смертью он завещал ей те самые сережки из жемчуга...
Community Info